О сионизме, часть первая — «Герцль»

Оригинал взят с сайта  ontario14.wordpress.com с любезного разрешения автора сайта. Грамматика, пунктуация и оформление соответствуют оригиналу.

лекция раввина Ури Шерки в иерусалимской ешиве «Махон Меир», перевод и примечания — Ontario14

Сегодня темой нашей беседы будет Теодор Герцль. Чтобы войти в курс дела, я предлагаю начать с биографии — она пояснит нам происхождение и характер его идей, их развитие.

Начнем с предков.

Рав Цви-Йеhуда (זצ»ל)[1] всегда подчеркивал тот факт, что Герцль не был ашкеназом. Герцль происходил из сефардской семьи и р. Цви-Йеhуда считал это весьма существенной деталью. Видимо, он понял, что (не поймите меня неправильно, я, не дай Бог, не сторонник секториализма) в сефардской части еврейского народа еще остались национальные чувства, поэтому неслучайно, что тот, кто освободил нацию в этом поколении, был из этой части нашего народа.

Герцль был прямым потомком раввина Йосефа Тайтичака, великого мудреца из Салоник, жившего 500 лет назад. Он был племянником р. Йосефа Каро, единственным в том поколении, перед кем р. Каро «дрожал»… Рассказывается даже, что магид, открывшийся р. Йосефу Каро, т.е. ангел, открывавший ему секреты Торы, открылся сначала раву Тайтичаку и лишь позже открылся раву Каро. До нас дошло немного из его трудов, но многое о нем нам известно от его великого ученика — р. МАhАРАШДАМа, рабби Моше де Медина. Весьма символичное имя[2] 🙂

Дед Герцля был хазаном в Сараево, в общине одного из самых великих людей нашего народа, рабби Йеhуды Алькалая (зацал). Рабби Йеhуда Алькалай за 60 лет до Герцля написал полную программу Геулы — Освобождения Нации. Эта программа включала: 1) Собирание евреев со всего мира; 2) Создание «Еврейского Конгресса»; 3) Создание Еврейского Банка; Он предлагал создание политического движения, которое обратится к державам, чтобы те отдали Эрец-Исраэль евреям для создания еврейского государства. Понимаете ? Почти вся «Базельская программа» написана раввином дедушки Герцля ! 🙂 Хотя, сам Герцль заявлял впоследствии, что программа рабби Алькалая была ему незнакома, но, видимо, предание жило в семье.

Конечно, родители Герцля были уже полностью ассимилированными евреями. Ассимилированными еще не в том смысле, чтобы считать возможным жениться на неевреях, но уже считали, что еврей должен жить согласно требованиям современной культуры. Под «современной культурой» они понимали «европейскую христианскую культуру». Т.е. Герцль рос в ультра-атеистической среде.

Хотя ему все-таки отметили бар-мицву… Это было в Будапеште. В общем, иудаизмом в этой семье и не пахло. Была небольшая, тщательно скрываемая национальная гордость 😉 Чем выше был социальный статус, тем тщательнее эта гордость скрывалась. Дело дошло до того, что в своих дневниках Герцль, выражая искреннюю тревогу за судьбу своего народа, желая решить проблему антисемитизма, предложил «массовое крещение еврейского народа». Это был неизбежный вывод, к которому его подталкивало все полученное им воспитание. Однако, если сегодня подобное решение воспринимается как религиозный акт, то тогда это была лишь малозначительная формальность, закрепляющая переход в другую культуру. Герцль считал, что эта формальность решит проблему антисемитизма. Я подчеркиваю, что эти идеи характеризуют «раннего Герцля» — и «ранний Герцль» не мог думать иначе. Но он хотя бы думал о «еврейских проблемах». Ошибался, но думал о них. До «сионизма» было еще далеко.

В этой связи, можно понять явления и процессы внутри его семьи. У Герцля был сын, которого он не обрезал на 8-й день, — не желая «навязывать сыну определенную судьбу». «Пусть сын сам решит, когда вырастит». Этот факт Герцлю припоминают[3], но то, что через 15 лет Герцль передумал и сына все-таки обрезал, — припоминать как-то забывают.

Итак, мы видим некую эволюцию идей Герцля в этой области. Герцль оказывается в Париже. Сидит этот венский журналист, драматург, плоть от плоти европеец, в один прекрасный день в парижском кафе и вдруг видит, что все, что он думал до сих пор о европейской культуре, лопается, как мыльный пузырь.

Это произошло, когда Герцль увидел: «египтянин бьёт Дрейфуса»[4]

Вышел Герцль из дома Фараона, увидел, что бьют Дрейфуса, и решил принять сторону Народа Израиля. И написал он книгу «Государство евреев», где дал рецепт решения «еврейской проблемы». Основной мыслью этой книги было: «Мы очень бы хотели ассимилироваться в Европе, но гои этого не хотят ! А так как они этого не хотят, то у нас не отается иного выбора, как вернуться в Землю праотцев…» Герцль пошел дальше и начал на практике претворять в жизнь эти идеи, создав Всемирную сионистскую организацию. Мы видим резкий поворот — от полной ассимиляции — к возвращению («хазара бе-тшува«) в Сион. Резкий поворот — на основе одного отдельно взятого события во Франции в конце 19-го века.

Вопрос из зала: «Каким видел Герцль будущее государство ?»

— Мы позже обсудим это. Ясно, что он не мог считать это государство чем-то «незападным» — и из-за воспитания, которое получил, и из-за общемировой «колониалистской идеи», господствовавшей тогда. Но мы не требуем от Герцля быть «религиозным» ! Всевышний не для этого послал Герцля нам. Он послал нам для того, чтобы вернуть нас в Сион !

Я хочу здесь отметить поразительное сходство между личностью Герцля и двумя танахическими персонажами — Моше-рабейну и Йосефом. Моше рос в атмосфере совершенно отличной от остальных своих угнетаемых соплеменников, но боль жила в сердце его. И когда он увидел воочию, как бьют еврея, он понял: от Египта ничего более ожидать не приходится. Опять — на основе одного частного случая — Мошел ушел из Египта, и лишь позже, пред кустом терновника, получает идею вывода евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Однако, в основе «поворота Моше к евреям» (на основе одного частного случая) было моральное возрождение, не связанное с Божественным откровением.

Йосеф… Йосеф — это танахический прообраз ассимилированного еврея. Он прекрасно вписывается в египетскую культуру и добивается больших успехов. Посмотрите, как он называет своих сыновей:

«И нарек Йосеф имя первенцу «Менаше»: ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего. А имя второму нарек он «Эфраим»: ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего.»[5]

«ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все в доме отца моего» — это типичная фраза ассимилированного еврея ! Он забыл отца !

«ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего» — мне хорошо на чужбине. Видимо, когда Йосеф давал имена сыновьям, у него и в мыслях не было того, что братья придут к нему. Он делает свой «тикун hа-олам» посредством Египта. Тора рассказывает нам как он это делал — он вылечил египетскую экономику социaлистическим способом. Очень характерно для евреев — изобрести некую «экономическую идеологию» для спасения Человечества 🙂

В конце концов, семья «возвращает» Йосефа — из-за спора о Биньямине — и Йосеф говорит: «И клятвой связал Йосеф сынов Исраэля, говоря: Помянет, помянет Б-г вас, и тогда вынесите мои кости отсюда»[6] На это говорит РАШИ: «Йосеф увидел начало Угнетения». Он увидел провал идеи симбиоза между Народом Израиля и Египтом, идеи ассимиляции. Йосеф предвидел бедствия, Катастрофу-Шоа, которая постигнет евреев в Египте, поэтому:

«вынесите мои кости отсюда» — и захороните их на горе Герцля в Йерушалаиме[7]

Оба прототипа «плененного ребенка» — Йосеф и Моше — в один прекрасный день разочаровываются и решают уйти из гойской среды и вернуться в Землю праотцев. В случае Моше — еще и Сам Бог открылся ему и сказал что надо делать.

Первой ролью, которую получил Моше свыше, была вывести евреев из Египта. Позже Святой, благословен Он, возложил на Моше вторую роль, о которой он, Моше, не догадывался в начале своих дел — дать евреям Тору. Здесь заканчивается сходство между Герцлем и Моше. В современном процессе Избавления («Геула») роль Моше была разделена между Герцлем, выведшим евреев из Галута, и равом Куком, давшим евреям Учение о Геуле («Торат ha-Геула»). Зададим себе вопрос: зачем это нужно Всевышнему ? Почему Избавитель(«Гоэль») находится не границе двух культур, или, вернее, выходит из угнетающей культуры в угнетаемую, чтобы эту угнетаемую культуру освободить ?

Здесь есть очень глубокий смысл. Избавление Израиля — НЕ есть Избавление ТОЛЬКО Израиля, но всего Человечества. Избавление Человечества предполагает, что Человечество принимает участие в процессе Избавления. Поэтому, Дом Фараона создает Избавителя Израиля, а Европа создает Сионизм. Так народы мира приобретают заслугy («зхут»). Один известный писатель сказал, что сионизм — это подарок Европы Народу Израиля.

Политический талант — создавать государство, армию — берет свое начало не от Исраэль-Яакова, а от Эйсава, т.е. культуры Эдома… Когда нам надо избавиться от Галута, мы должны учиться политике у народов мира. Поэтому, человек, выросший в развитой политической культуре (Моше или Герцль) становится тем, кто «заражает» ею еврейский народ.

Вопрос из зала: «А как же евреи завоевали Эрец-Кнаан ?»

— Ну и как ? Их вел Йеhошуа Бин-Нун, из колена Эфраима, потомок Йосефа. Нужен был некто, обладатель политических и военных способностей.

А Махир, сын Менаше, завоевавший Гилъад ? Сказано о нем: «Человек войны»[8]

Поэтому сказали ХАЗАЛь: «Эйсав падает только в руки сынов Рахели»[9]

Кто были сыновья Рахели ? Йосеф и Биньямин.

Итак, этот особенный человек, благодаря Высшему Провидению и особо не понимая и не осознавая своих же собственных поступков, претворил в жизнь Надежды Израиля.

В своих дневниках Герцль сообщает нам, что во время написания «Государства евреев», он чувствовал над своей головой «хлопание крыльев и зажженный семисвечник». Вы можете расценивать это как угодно, но так он пишет в своих дневниках. Известно также, что после Первого Конгресса в Базеле, он писал: «В Базеле я создал государство евреев. Если бы я сообщил сейчас об этом прилюдно, все бы смеялись. Через пять лет — уже бы не смеялись, а через пятьдесят лет — все меня поймут…» Ровно через 50 лет после Базеля — Государство Израиль было создано.

Вопрос из зала о плане Герцля крестить евреев Вены.

— Он не шел против народа ! В те времена в Западной Европе происходила МАССОВАЯ ассимиляция евреев. В специфической атмосфере Европы 19 века религия считалась неким случайно выжившим реликтом, который задерживает еврейскую эмансипацию и разжигает антисемитизм. Среди евреев царил всесокрушающий оптимизм в отношении европейской культуры… Про Моше мы тоже не знаем, как он рос и воспитывался, каким способом первоначально хотел спасти евреев. Его взгляды развивались:

«И было, в те дни: и ВЫРОС Моше, и вышел к братьям своим…»[10] Тора говорит о развитии, изменении Моше.

Приведу еще несколько фраз из дневников Герцля. После создания Всемирной сионистской организации, он пишет:

«Возвращение к иудаизму — условие возвращение в Землю евреев»(השיבה אל היהדות קודמת אל השיבה לארץ היהודים) Интересно, правда ?

Еще он пишет в те же дни:

«Мы признаем, что наша историческую самобытность стала возможной только благодаря Вере отцов» (אנו מכירים עצמותינו ההיסטורית אך ורק באמונת אבותינו)

«Наш народ — ни что иное, как его ВЕРА» (אין אומתנו אומה אלא באמונתה)

Это записано в дневнике Герцля… Он не стал публиковать это, т.к. ТОТ народ его бы по-просту не понял. Конечно, его понимание веры т.с. «несколько отличалось» от того, что написано в «Мишна брура»[11] 🙂 В общем, наверное, так и должно было быть. Врядли человек, застрявший в галахот, смог бы посвятить время и силы на политическую Геулу… Всевышний неслучайно посылает нам таких людей…

Простой пример. Сказано в Гмаре, трактат Санhедрин 98б: «Сказал рав Йеhуда, сказал Рав — в будущем намерен Святой, благословен Он, послать им(евреям) Другого Давида («Давид ахер»)»

Гмара сообщает со ссылкой на Тору и пророков, что имя человека, стоящего во главе Нации во время Избавления, т.е. во время обретения политической незaвисимости, будет «Давид». Но добавлен один важный нюанс: Давид — ДРУГОЙ. Давид — АХЕР… Каждый, кто хоть немного знаком с талмудической литературой, не останется равнодушным, услышав слово «Ахер». Для ХАЗАЛь — «Ахер» — синоним слова «апикойрес» (еретик) ! Будет некто, по имени Давид, кто создаст Государство и одновременно с этим будет апикойресом. Но такова воля Господа. Таков Его План.

Сказано в книге Йешаяу: «…Который говорит Корэшу: «Пастырь Мой, и всякое желание Мое исполнит он» – и (повелевает) сказать Йерушалаиму: «Построен будет!» и храму: «Основан будешь!». Так сказал Г-сподь помазаннику Своему, Корэшу…»[12] Что это значит ?

Второй Храм построен по решению гойского царя, идолопоклонника, заинтересованного только в личной выгоде. Здесь Йешаяу рассказывает нам о политической декларации Корэша и совсем не очевидно, что Корэш сам верил в то, что декларировал. Но Йешаяу хочет нам сказать, что когда захочет Всевышний освободить евреев — Он пошлет того, кого посчитает нужным послать, даже гоя-идолопоклонника, которого пророк называет Мошиахом, ибо он — тот, кто воплощает чаяния Избавления Народа Израиля. В общем, не надо задавать Господу вопросы «зачем и почему Ты послал того-то и того-то, а не другого ?» Постарайтесь просто понять. 🙂

* * *

Теперь о книге «Государство евреев». Кстати, я всем советую ее прочитать, это очень интересно:-).

В книге содержатся различные идеи о том, как появится Еврейское Государство. Например, Герцль спрашивает: как будет происходить процесс репатриации ? Как убедить евреев уехать в Эрец-Исраэль ? Его ответ — «очень просто». Раввины, пишет он, должны провести сионистскую пропаганду и убедить евреев уехать в Эрец-Исраэль. Хотя Герцль и не предполагал, что будущее государство должно быть теократическим, что религия овладеет государством, но он доверял раввинам, т.к. считал, что действует в русле пророков Израиля. Сопротивление раввинов-харедим стало для него сюрпризом — и он стал лучше понимать значение «греха разведчиков»[13]

По-поводу «отделения религии от государства».

Сегодня среди т.н. израильских «либералов» и «гуманистов» принято ссылаться на Герцля, обосновывая тезис о необходимости «светского государства». Это связано с характером Геулы. ХАЗАЛь говорят, что Бар-Кохба, которого величайший мудрец того поколения — рабби Акива — считал Машиахом, говорил перед войском (обращаясь к Всевышнему): «Не помогай и не мешай !»[14] Что он имел в виду ? После таких слов от Бар-Кохбы отвернулись многие мудрецы, но не рабби Акива, т.к. рабби Акива знал СОД(секрет) — «в дни Геулы хуцпа (наглость) усилится».

Объясняет рав Кук: намерением Бар-Кохбы было укрепить национальный дух. Если ты все время надеешься на Святого, благословен Он, ты не добьешься поставленной цели. Появится излишняя пассивность. «Молитвами мы обратим ракеты на головы врагов…» и т.д. и т.п. Рабби Акива был против этих тенденций и поэтому поддержал Бар-Кохбу. Конечно, Гмара в других местах критикует Бар-Кохбу, но дух народа он поддерживал именно так. «Мотто» Бар-Кохбы было: «Нам не на кого надеяться, даже на Всевышнего» — и тогда остается лишь драться.

Сегодня у нас популярна песня, где есть такие слова: «Мы верим, что не на кого нам надеяться, кроме как на Отца Небесного !» Вообще-то, это слова проклятия… В Трактате “Сота”, на последнем его листе — 49а — написано: «Сказал рабби Пинхас Бен-Яир, с тех пор, как разрушен Храм, опозорены… свободные люди, склонили головы, перевелись люди дела, развелось много хапуг и трепачей, нет объясняющего и нет просящего и нет спрашивающего — на кого же нам надеяться, как не на Отца Небесного…» Дан первый список проклятий и в конце фраза, послужившая основой для припева современной песни.

Затем список проклятий продолжается и в конце — та же фраза. Читаем внимательно: «…В дни Машиаха наглость, хамство (по отношению к Небу и Учителям Торы) будет возрастать, понятие «уважение» исказится (будут уважать пустых людей). Урожай винограда — обильный, а вино — дорогое (пьянство возрастет необычайно). Великое государство начнет распространять идолопоклонство. К ясной мысли не будут прислушиваться. Собрание вождей (парламент) превратится в сборище (политических) проституток. Галиль падет, границы ее опустеют. Жители окраин страны будут скитаться из города в город и никто не будет милосерден к ним. От мудрости книжников отвернуться, до боящихся греха не будет никому дела, истина исчезнет. Людей совестливых будут презирать, и люди (глубокой) правды станут редкостью. Молодежь будет оскорблять пожилых людей. Пожилые люди должны будут вставать перед молодыми. Сын осыпает бранью отца, дочь воюет с матерью… Врагами человека будут члены его семьи. Образ (всего) поколения сравним с образом собаки. Сын не стыдится отца. На кого же нам надеяться? На Отца Небесного.»

Рав Шломо Горен[15] , память праведника да будет благословенна, говорил: «Почему происходят несчастья ? Потому, что после каждого несчастья люди говорят, что не на кого рассчитывать, кроме как на Отца Небесного. Люди говорят это вместо того, чтобы подняться и действовать.» В этом контексте следует понять активную, я бы даже сказал — антирелигиозную, позицию Бар-Кохбы и Герцля, т.к. она играет важную роль в процессе Избавления.

Необходимо также помнить отношение к Герцлю видных раввинов. Одним из виднейших мудрецов венгерского еврейства был р. Моше-Шмуэль Глазнер. Он был внуком Хатам-Софера, являлся главным раввином Клойзенбурга. Однажды, в субботнее утро, он сказал в синагоге: «Я молюсь, чтобы в Ган-Эдене я удостоился сидеть у ног Герцля.» В минху того же дня он уже не был главным раввином Клойзенбурга. На следующий день этот пост занял его сын — р. Акива Глазнер (он был «в порядке» 🙂 ) Во время Шоа, р. Акива Глазнер спасся из Венгрии на «сионистском поезде Кастнера». Прибыв в Израиль, он опубликовал статью под названием «Большая исповедь», где в частности написал: «Я должен покаяться перед Властелином Мира и народом Израиля — и я, и все венгерские раввины ошибались по вопросу о сионизме.» Это надо знать…

В начале 20-го века, когда Герцль посетил Вильну, местный главный раввин, р. Шломо hа-Коэн, вышел перед Герцлем со свитком Торы в руках и начал танцевать с песней «Да здравствует Царь Израиля !» Т.е., выдающиеся представители Мира Торы идентифицировали Герцля с образом «Вождя Израиля».

“Когда Всевышний хочет послать Моше в Египет, тот протестует: «Не поверят они мне и не послушают»[16]

Моше говорит, что евреи не поверят в то, что именно он, Моше, выросший в доме фараона, является посланником Господа, которому поручено вывести их из Египта. Так комментирует Воложинский НАЦИВ.

Поэтому Моше говорит: «Молю Тебя, мой Господин! Пошли через кого посылаешь»[17]

Иными словами, Моше просит послать того, кого Всевышний обычно посылал — Аhарона, который был пророком, мудрецом и т.с. «настоящим евреем», живущим со своим народом.

Ашем отчитывает Моше:

«И воспылал гнев Господень на Моше и сказал Он: Ведь Аарон, твой брат, леви; знаю, что говорить будет он, и также Вот он выйдет тебе навстречу, и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем.»[18]

Аhарон — это образ раввина из гетто. Да, он умеет говорить «В следующем году — в Иерусалиме !», но это — все, что он умеет и этого недостаточно. Только у Моше есть политический опыт, приобретенный в доме фараона. Поэтому послать надо именно его. Когда Моше это уяснил, он стал опасаться, что «раввины его не примут». Поэтому Ашем говорит ему: «…Вот он выйдет тебе навстречу, и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем». Т.е., «не бойся, Моше, как минимум один раввин выйдет тебе навстречу и возрадуется — рав Кук» 🙂

В сионизме есть такой обычай — от начала и до наших дней: не было такого сионистского политического образования или израильского правительства, которое бы не прилагало титанических усилий, включая платеж наличными, чтобы как минимум один бородатый раввин согласился бы посидеть с ними в правительстве. Герцль все время старался, чтобы рав Райнес сидел рядом с ним, Бен-Гурион переворачивал горы, чтобы рав Маймон был в правительстве. Все время нужен был кто-нибудь с бородой, для обеспечения легитимации сионизма с помощью древней традиции. Очень интересно отметить это подсознательное коллективное чувство отсутствия легитимации среди челенов ВСО.

Вопрос из зала: «Рав Кук отошел от сионизма, создав Гистадрут Ерушалаим в качестве конкурента ВСО ?»

— Наоборот, рав Кук приблизился к сионизму. В начале своей жизни он был антисионистом. Его организация — «Гистадрут Ерушалаим» — была призвана «вдохнуть душу» в ВСО.

Вопрос из зала: «Но Герцль хотел создать государство в Уганде !»

— Знаешь кто поддержал программу «Уганда» в ВСО ? Религиозные !

«hа-Поэль hа-Мизрахи» рава Райнеса поддержали программу ! «Мафдальники» ! Кто был против ? Секулярные евреи из России во главе с Вейцманом.

Давайте разберемся — почему религиозные были «за». Потому, что их «держит» Тора. «Не появится сегодня Государство — появится завтра, не страшно. Сделаем пока ешивы в Уганде. !» 🙂

А у атеистов в сионистском движении — нет ничего кроме Эрец-Исраэль, «Сиона» — ничто другое не держит их перед угрозой ассимиляции. Сионизм для атеистов был неким подобием «возвращения к иудаизму» («хазара бе-тшува»), тогда как для религиозных — можно сказать «наоборот» — выходом за пределы общины. Поэтому, когда харедим упрекают нас, религиозных сионистов, в поддержке «Уганды», мы им говорим: «А вы были за Нью-Йорк. Какая разница ?» 🙂 Герцль видел в «плане Уганды» временное решение проблемы, т.к. турки на сотрудничество не соглашались, а в России усиливались погромы.

* * *

Рав Кук писал под впечатлением от смерти Герцля [19]: «…И вот, как признак Машиаха из рода Йосефа, возникло в нашем поколении видение политического сионизма, воздействующего на великое желание Нации к Возрождению…» Наша традиция говорит о двух т.с. «мессианизмах» — «Мошиах бен Йосеф» и «Мошиах бен Давид», каждому из которых присуща особая роль. Например, функция «бен Йосеф» — извлечение евреев из Галута, а функция «бен Давид» — извлечение Галута из евреев:-)

Рав Цви-Йеhуда Кук пишет в «Нетивот Исраэль» ч. 1:

«Герцль — это…»

прежде чем я прочитаю дальше, я бы хотел сказать следующее. Часто мы видим какое-то прощающе-сожалеющее отношение к сионизму и секуляризму. ОК, говорят: «Это плененные дети («тинок ше-нишба»)». Рав Цви-Йеhуда делает добавление:«Герцль — Великий Ребенок,…» Почему ? Потому что —

«…вернувшийся к нам из гойской среды,…» Он вернулся !

«…полный великими мечтами и усиленный гигантской тоской. Это личность, несущая на себе печать нации, национальных чаяний, давшая нам наш национализм,…» Наконец-то кто-то понял, что чаяниям надо придать политические инструменты. Я скоро расскажу о неприятии этих слов видными раввинами, но пока закончим с цитатой из р. Цви-Йеhуды:

«…личность пришедшая к нам извне, но инстинктивно чувствовавшая, что…» и далее идут вышеприведенные цитаты из дневников Герцля.

Я хочу привести еще цитату из «Альтнойланд», романа, написанного Герцлем в период, когда его усилия в продвижении сионистского проекта стали пробуксовывать. Есть в нем описание будущего государства — передового во всех отношениях, с железными дорогами, каналами. В нем будет немного арабов, но арабы описаны как некие «вторые турки», почитающие сионизм и европейские ценности, избавившие их от болезней и нищеты. Типичный колониалистский подход. В конце книги Герцль описывает собрание всех вождей государства.

Всех их спрашивают: «Скажите, благодаря кому было создано государство ?»

Глава государства говорит: «Благодаря ВСО»

Другой: «Сохнуту»

Третий: «Благодаря щедрым пожертвованиям»

Четвертый: «Благодаря халуцим»

Пятый: «Благодаря помощи держав»

Последним спрашивают раввина, который отвечает: «Благодаря Господу». И этими словами Герцль заканчивает свой роман. Это тоже надо знать всем тем, кто любит цитировать Герцля по тому или иному поводу.

Герцль забыл о крещении и выдвинул идею возвращение евреев в Эрец-Исраэль ради построения своего государства. Принимая во внимание изложенное развитие идей Герцля, мы можем констатировать, что он является бааль-тшува. Существует галахический запрет — ми-деорайта ! — напоминать бааль-тшува «Зхор маасеха hа-ришоним» (Помни о твоих прежних деяниях) ! Поэтому, все претензии к Герцлю о том, что он, якобы, создал ВСО в продолжение своей идеи крестить евреев, — не просто лживы, но запрещены Галахой деорайта. Может быть и не деорайта, т.к. Герцль умер, но надо знать, что это все-же преступление.

Вы спросите — так почему же он не вернулся к религии и не раскаялся по всем правилам Галахи ? Потому, что он был далек от всего этого. Герцль был «плененным ребенком». К тому же, Герцль не встретился с равом Куком… 🙂

* * *

Наше поколение удостаивается видеть вещи, которые в прошлом считались «ситрей Тора» («Секреты Торы»). О чем я ? Мы сейчас отсчитываем Омер. Тора заповедала нам отсчитывать 7 недель между Песахом и Ацерет(«Шавуот»). Мудрецы Каббалы объясняют, что 7 недель соответствуют 7-ми сфирот[20] — Хесед(милость), Гвура(доблесть),Тифъэрет(красота), Нецах(вечность), hОд(слава), Йесод(основа) и Малхут(царство физического). В каждый день Омера, по мнению каббалистов (это отражено в сидурах) мы должны помнить о соответствующей сфире, когда направляем нашу молитву. Например: первый день Омера — Хесед в Хеседе, второй — Гвура в Хеседе, — и так до последнего дня — Малхут в Малхут, после чего заходит Шавуот, соответствующий уже одной из трех верхних сфирот — Бина(понимание). Евреи все время верили мудрецам Каббалы. Раз те сказали — значит так и есть. Но все время у нас не было некоей реальной, практической точки, чтобы понять о чем речь. И вот, Святой, благословен Он, видящий поколения во все времена, так организует историю, что связь Омера и сфирот становится реальной. Первая неделя — Хесед — соответствует празднику Песах. Ашем вывел нас из Египта с помощью Хесед — Милостью своей. Мы были идолопоклонниками и Он проявил Высшую Милость к нам. Про первую неделю, кстати, мы знали всегда 🙂

Вторая неделя — Гвура — здесь менее понятно, но можно было связать с входом Нахшона Бен-Аминадава в море[21] , с встречей с горькой водой в Мара[22]. В наши дни все проясняется: в эту неделю отмечается Йом hа-Шоа ве-hа-Гвура (День Катастрофы и Героизма).

Третья неделя — Тифъэрет — отмечена Днем Независимости Израиля. Независимость вернула нации красоту.

Четвертая неделя — Нецах — в которой мы сейчас находимся, отмeчена днем 10-го Ияра, 25-м днем Омера. В этот день родился Герцль. Этот день — «Нецах ше-ба-Нецах» («вечность в вечности»). Это характеризует «Выводящего из Галута». Моше был первым «Выводящим» (Гоэль — избавитель). Его сфира по Каббале — «Нецах». Последний Гоэль, выведший нас из Эдомского Галута, — Герцль, родился в день Нецах ше-ба-Нецах. И это есть Высшее Провидение.

Пятая неделя — hОд. В эту неделю мы празднуем Лаг-ба-Омер, во СЛАВУ рабби Шимона бар-Йохая.

Шестая неделя — Йесод. В день «Йесод ше-ба-Йесод» мы празднуем hилулу[23] РАМХАЛя[24] . Основа — в личной моральной святости, чему РАМХАЛь посвятил свой главный труд — «Месилат Яшарим».

Последняя неделя — Малхут. В эту неделю мы празднуем День Освобождения Иерусалима, столицы Государства (Малхут) Израиль.

Короче говоря, сегодня мы уже не должны верить каббалистам — мы видим истинность их слов в реальности.

Возвратимся к Герцлю. Его основным т.с. «проектом» было создание еврейского государства в Эрец-Исраэль — при условии согласия на это гоев. Герцль уделял этому большое значение — надо было убедить державы согласиться на создание государства евреев. Я не знаю в какой степени секулярный еврей Герцль был знаком с идеей ХАЗАЛь о необходимости согласия гоев на возвращение евреев в Эрец-Исраэль. Однако, Герцль выдвинул похожее предложение.

Давайте разберем сейчас вопрос «Почему надо добиваться согласия гоев на возвращение в Эрец-Исраэль ?»

Трактат «Ктубот»[25] рассказывает мидраш о том, что Святой, благословен Он, взял клятву с Израиля, чтобы «не поднимались на стену(или стеной)». Т.е. ХАЗАЛь имеют в виду, что не следует евреям восставать против народов мира и всем вместе подняться и завоевать Землю Израиля… Однако, какая нам разница ? Мы же не спрашиваем мнение гоев о каждом нашем шаге ! Мы не спрашиваем их согласия на соблюдения нами Субботы или на право надевать тфилин. Наоборот ! Когда они нам что-то запрещают — мы это таки да делаем. Почему же надо спрашивать разрешения народов мира на создание государства ?

Это происходит на протяжении всей истории. Например, в текстах Бааль hа-ШЛА, р. Йешаяу hа-Леви Горовицa[26] задается вопрос: почему Авраама послали в печь, после чего ему пришлось бежать из Ур-Касдим ? Почему Ашем не сказал Аврааму прямо, еще до печи, что надо «Лех-леха — идти себе в Страну, которую укажу» ? Зачем надо было сделать так, что Авраам сбегает из Ур-Касдим — от огня — прибывает в Харран и только там, в Харране, Ашем говорит Аврааму «Лех-леха» ?

Хороший вопрос ? Говорит Бааль hа-ШЛА, что Авраам и является «корнем Нации» и «корнем всей Торы» (см. «Праотцы соблюдали всю Тору до ее вручения», т.е. корни всех мицвот — у праотцев и Авраам «включал в себя» все методы танаим и амораим), а Ур-Касдим принадлежал Вавилону, поэтому, если бы Всевышний сказал Аврааму «Лех-леха» в Ур-Касдиме, то Авраам ответил бы Господу: «Рибоно шель олам, я придерживаюсь мнения рав Йеhуды» …:-)

Рав Йеhуда в трактате Ктубот 111 говорит: «Каждый, кто поднимется из Вавилона в Эрец-Исраэль — нарушает [заповедь] «сделай», ибо сказано — В Бавэл будет она принесена и там она останется до того дня, – сказал Г-сподь, – когда Я вспомню о ней и велю вывезти ее и возвратить ее на это место(Йирмияу 27:22). «[27] Т.е. по мнению рав Йеhуды — запрещено покидать Вавилон. Поэтому, Авраам мог сказать Ашему: «Рибоно шель олам, понимаю желание Твое, но «не на небесах она», поэтому я принимаю точку зрения рав Йеhуды» 🙂

Реплика из зала: «Но рав Йеhуда еще не родился…»

— Верно 🙂 Однако «метод рава Йеhуды» уже существовал. Рав Йеhуда следует методу, но не он его придумал. Он выражает какое-то возможное направление, которое можно увидеть в Торе.

В общем, Святой, благословен Он, распорядился так, что Авраам попадает в печь. И после этого, ради «пикуах нефеш»[28] он уходит из Вавилона. И в Харране, который не является частью Вавилона, ему говорит Всевышний: «Лех-леха», нет у тебя больше «отмазок» 🙂 Говорит на это hа-ШЛА нечто, от чего кровь стынет в жилах. Сказать или нет ? Может, тут сидят слишком впечатлительные люди ?;-)

Говорит hа-ШЛА: «У маасей авот — симан ле-баним»«Деяния отцов — знак сыновьям».

Подумайте, что это значит… Нация посылается в печи ? И тогда нет другого выбора, кроме как подняться в страну Израиля… Это сказано 500 лет назад.

Реплика из зала: «Но Авраам не погиб…»

— Он не погиб, потому, что Нация тоже не погибла. А Авраам — остался в живых. Хотя треть Нации погибла в печах Ур-Касдим: Аран погиб, а Авраам и Нахор выжили. Аран погиб для того, чтобы Авраам добрался до Харрана и услышал там приказ — репатриироваться.

Следующую интересную деталь мы видим в истории Яакова. Который покидает Эрец-Исраэль и идет именно в Харран. Его принимает родственник, который говорит ему: «Как вам, израильтянам, хорошо — если есть в Стране проблемы, то у вас всегда есть в Диаспоре родственники, готовые вас принять. Все ОК, живи со мной, делай со мной бизнес, жeнись на моей дочери, только не бери детей моих в армию. Ты остаешься здесь. Будем обрабатывать алмазы и все !» Однажды решает Яаков бежать, испугавшись ассимиляции и опасаясь враждебности братьев Леи. Бежит, а Лаван его спрашивает: «Почему бежал без моего дозволения ?» Опять мы видим, что для того, чтобы вернуться на историческую арену в качестве нации, надо просить дозволения. Я скажу больше: после того, как Лаван оставляет Яакова в покое, Яаков, вместо того, чтобы прямиком идти в Эрец-Исраэль, посылает ангелов Эсаву. Чтобы спросить его: «Извини, я могу войти в Страну ?» Очень странно — зачем надо спрашивать дозволения ?!

Яаков как бы говорит: «Ты — первенец, я был долгое время у Лавана, я не играл никакой самостоятельной и важной роли, а сейчас я все-таки хочу эту роль играть. Можно ?»

Позже, в случае Моше, мы видим, как Моше бежит от Итро: «Ва-йоэль Моше лашевет эт hа-иш…» («И изволил Моше жить с тем мужем…»)[29] . Мидраш говорит, что «и изволил» здесь означает «поклялся»[30] . Поклялся, что не покинет Итро без разрешения. Открылся Святой, благословен Он, перед Моше и приказал вывести евреев из Египта. Отвечает Моше: «Минуточку, мне надо отпроситься у Итро»[31] 🙂 А если бы Итро не отпустил ?! Что бы тогда было ?!

Авраам был послан в печь для того, чтобы создалась ситуация «пикуах нефеш» и не надо было просить разрешения у Нимрода. Так говорит Бааль hа-ШЛА.

Далее. Итро дает согласие, Моше идет к Фараону. Говорит ему Моше: «Шалом алейхем, я пришел попросить твоего согласия, чтобы евреи вышли из Египта.» Фараон отвечает отказом. Моше начинает показывать разные «фокусы» с посохом, потом идут Казнь за Казнью… Почему Всевышний не сказал Моше: «Иди и объяви евреям — завтра в 11 утра все уходят из Египта. Если Фараон «вякнет» — я им займусь персонально.» ? Зачем нужно его согласие ? Всевышний очень сильно постарался, наслал 10 казней, израсходовал не один магазин, — чтобы Фараон соизволил согласиться.

Позже евреи были изгнаны со своей Земли. Был разрушен Первый Храм, евреи оказались в Вавилоне. Говорит Йирмияу: «В Бавэл будет она принесена и там она останется до того дня, – сказал Г-сподь, – когда Я вспомню о ней и велю вывезти ее и возвратить ее на это место», — т.е. — «сидите там и не двигайтесь». В один прекрасный день царь Персии завоевывает Вавилон —

«Так говорит Корэш, царь Персидский: все царства земли отдал мне Г-сподь, Б-г небесный, и Он повелел мне построить дом Ему в Йерушалаиме, что в Йеудее. Кто из вас – из всего народа Его (желает), – Г-сподь, Б-г его, с ним, и да взойдет он!»[32]

Это — последнее предложение ТАНАХа. Т.н. «Декларация Корэша» — он ДАЕТ СОГЛАСИЕ.

Йешаяу: «Который говорит Корэшу:»Пастырь Мой(Мошиах Мой), и всякое желание Мое исполнит он» – и (повелевает) сказать Йерушалаиму: «Построен будет!» и храму: «Основан будешь!» «[33] Т.е., Геулу несет какой-то гой-империалист — по каким-то своим причинам. Корэш приходит к мысли, что пришло время дать евреям отстроить Храм. Удивительно… Здесь есть какое-то общее правило, принцип, не так ли ?

В 12-м веке жил в Египте Салах-эд-Дин. Его врачом был еврей по имени рабби Моше бен Маймон (РАМБАМ). Как известно, Салах-эд-Дину удалось захватить Иерусалим, после чего он призвал евреев вернуться в город и отстроить его… Интересно, кто ему эту идею нашептал ? 😉 Эффект от этого призыва, конечно был минимален — в условиях того времени это было неосуществимо, но декларации такого рода, как мы видим, иногда имеют место быть… Еще раньше арабы сняли запрет, наложенный римлянами и византийцами на проживание евреев в Иерусалиме. Кстати, во время осады города, византийцы предложили капитуляцию в обмен на… вы не поверите: в обмен на то, чтобы Омар не позволил евреям вернуться в город. Вот что их волновало больше всего…

Что сделал Омар ? Пообещал или нет ? Как вы думаете ? Да, правильно 🙂 — пообещал… Получил город без потерь и… вернул туда евреев.

Вопрос зрителя web-трансляции: «По-поводу ha-ШЛА — почему Ашем не вручил Тору Аврааму ?»

— ОК, это отдельный вопрос. Маhараль в книге «Тифъэрет Исраэль» его подробно рассматривает. Почему праотцы, если уже соблюдали Тору, ее не получили. Не вдаваясь в подробности, ответ Маhараля, в общем, состоит в том, что праотцы не были Нацией(«Ума»).

Еще один завоеватель — Наполеон — захватив Яфо, призвал евреев вернуться на свою историческую родину и построить свое государство. Вновь мы видим, что шанс зависит от некоего нееврейского правителя, разрешающего евреям вернуться…

Обратите внимание: история китайцев отличается от истории евреев. Китай — прямое историческое движение. Еврейская история состоит из изгнаний и избавлений («галуйот ве-геулот»). Это два разных способа существования — подробнее об этом смотрите в святой книге Mahараля «Нэцах Исраэль». Большая часть этой книги посвящена этому вопросу.

Вопрос зрителя web-трансляции: «Когда просят разрешения у гоев, необходимо говорить истинную причину, почему мы хотим вернуться на свою землю. Иначе картина получится аналогичной сегодняшней…»

— Нет. Моше-рабейну говорит Фараону: «Отпусти нас, пожалуйста — нам надо принести жертвы» Так почему Моше не говорит Фараону правду — «Мы хотим завоевать Эрец-Кнаан» ?

Вопрос зрителя web-трансляции: «Так как же так получается, что именно ВЫ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ лагерь, в отличие от левых, не обращаете внимания на мнение гоев ?!»

— Важный вопрос ! Однако, я до сих пор его формулирую… :-))

Вопрос зрителя web-трансляции: «Разве Корэш не получал РАСПОРЯЖЕНИЕ от Ашема позволить евреям вернуться ? Если да, то разве это была не общая политика персов ?»

— Он да получил указание. Но как ? Он не был пророком. Корэшу было удобно представить свои шаги как часть общей политики.

Как говорят ХАЗАЛь: «Когда забеременела Сара — множество бесплодных забеременели; Когда расступилось Тростниковое море — все моря мира расступились…»[34] И когда появилось Государство Израиль — множество других государств появилось — в результате распада Британской Империи…;-) Т.е. — Откровение Всевышнего — универсально.

А нам надо ответить на вопрос — когда евреи должны прислушиваться к народам мира, а когда — нет.

Когда англичане захватили Палестину, еще до окончания войны, евреи активно лоббировали в пользу декларации, поддерживающей идею создания в Палестине «Еврейского национального дома». Декларация Бальфура подняла большой шум. Хафец-Хаим, услышав об Этой декларации, сказал: «Дос ис дос…» — «Вот и все — начинается». Видите ? Что с т.з. Хафец-Хаима имело первостепенное значение ? «Гои сказали !»

И Давид сказал: «…аз йомру ба-гоим…»(«Тогда скажут между народами…»)[35] 🙂

Позже Лига Наций, в Сан-Ремо, дала Мандат Британии на управление Палестиной, чтобы та обеспечила евреям возможность создать свой «Национальный Дом». После конференции в Сан-Ремо «Мешех хохма»[36] провозгласил, что «сейчас снят страх клятв». Что такое «страх клятв» ? Это клятвы, которые взял Ашем с Израиля, чтобы не восставать против народов мира…

И, наконец, 29 ноября 1947 года ООН приняла решение о разделе Палестины и основании еврейского государства.

История показывает, что здесь есть некое правило…

Вопрос из зала: «Когда мы перед «Шма» и в «Биркат hа-мазон» говорим — «коммемиют леарцену» — это ведь признак сопротивления народам… «

— Нет. Согласно РАШИ — «коммемиют» означает «гордость», т.е. «с гордо поднятой головой». Значение «Восстание» появилось уже в Новое время.

Когда Народ Израиля действует в мире, он действует двумя способами — или как Яаков или как Исраэль — т.е. или как религия или как государство. Во время Галута мы действуем как религия. Когда мы выходим из Галута, мы вновь действуем как государство. Роль Исраэля — это политическая роль государства среди других государств. Разве не принято, чтобы новый игрок вступая (или возвращаясь) в игру, сообщит об этом или попросит дозволения ? Поэтому, когда Яаков уходит от Лавана, он просит Эсава позволения вернуться на мировую политическую арену. Уже как Исраэль… Мы просим у народов дозволения участвовать в политической игре, а не в межрелигиозном диалоге. Поэтому, каждый раз, когда мы выходим из Галута, нам нужен был некто, обладающий способностями и знаниями политика. Ашем послал Моше изучать политологию в дом Фараона. Ашем послал Герцля изучать политологию в Европу.

Небольшой комментарий в связи с несколькими заданными здесь вопросами — «о решении ООН, призывающем Израиль уйти с территорий» и т.д.

Есть очень глубокая статья рава Циммермана в книге «Тора ле-Исраэль» о «3-х клятвах», где он объясняет, что эти «клятвы» касаются евреев Галута, и не касаются евреев Эрец-Исраэль. Свидетельство тому — восстание Бар-Кохбы, которое поддержал рабби Акива. Казалось бы, кто разрешил ВОССТАВАТЬ против римской власти ? Но это — здесь, у нас. Подполье, действовавшее здесь против англичан — это разрешено.

Вопрос из зала: «В исторической перспективе — правы ли были те, кто протестовал против восстания Бар-Кохбы ?»

— По моему мнению — не правы, но это тема другого урока 🙂

Вопрос зрителя web-трансляции: «Если можно обманывать гоев в причинах нашего возвращения, то зачем вообще спрашивать их позволения ? Это просто формальность ?»

— Нет, ты им врешь, но они прекрасно это знают и знают что ты хочешь на самом деле. Ты думаешь, что Фараон не знал, что Моше ему говорит неправду ?

Вопрос зрителя web-трансляции: «Шалом, уважаемый рав ! Но кто же, как не гои, вывел нас из игры ?! Почему же мы должны их спрашивать ?!»

— Это верно, что гои вывели нас из игры, поэтому, можно сказать, что мы были анусим(принуждены) к рассеянию. Однако, как писал рав Кук, «мы оставили мировую политическую арену не по своей воле, но внутренне с этим соглашаясь». У нас были причины хотеть Рассеяния. Рав Кук пишет об этом в «Орот», части «Милхама»(Война), тезисе 3(гимель).

Итак, мы рассмотрели вопрос, связанный с клятвой «не подниматься без разрешения».

Вместе с тем, веками идет репатриация евреев на свою историческую родину. Всевышний взял клятву с евреев «не подниматься стеной(или «на стену»)». Говорит РАШИ: что значит «стеной(или «на стену»)» ? Это значит «мощно и всем вместе». Т.е., не мощно и не всем вместе, постепенно, — можно.

Об этом спорил Рав Йеhуда с рабби Зеирой — можно ли подниматься в Эрец-Исраэль по-одиночке. Выведена галаха — да, можно. И действительно, в течении многих поколений, хоть у нас и не было возможности вести войны, мы поднимались — капля за каплей. Покупаем участок на Масличной горе, сажаем два апельсиновых деревца в Яфо и т.д. и т.п — до тех пор, пока здесь не появился Ишув. Уже в 19-м веке, задолго до визита сюда Герцля, в Иерусалиме было еврейское большинство.

* * *

Капля за каплей… После крестовых походов и монгольского нашествия почти все евреи Эрец-Исраэль были вырезаны, в Иерусалиме осталось всего три еврейские семьи. Об этом свидетельствует РАМБАН. Он прибывает в Иерусалим (1267), ищет где остановиться — город в руинах. Жителей очень мало. Пустых домов — много. РАМБАН находит себе дом с византийскими колоннами, где устраивает бейт-мидраш. Этот дом найден, в нем и сейчас синагога («Бейт кнесет hа-РАМБАН» в Старом городе) — прямо под синагогой «Хурва». С этого момента — алия не прекращается.

До турецкого завоевания было очень тяжело — пока Сулейман Великолепный не построил городскую стену — кстати, строительство турецкой городской стены завершилось 10-го Тевета, в день когда началась осада города, закончившаяся разрушением Первого Храма. Новая волна олим была вызвана Депортацией из Испании. Некоторые поселились в Иерусалиме, но большинство — в Галилее (Тверия и Цфат). И родилась идея: а может создать государство евреев (это 500 лет назад !). Пошли разговоры о «еврейской автономии в Галилее». Началось строительство в Тверии. Огромным влиянием в то время в Стамбуле обладал еврей — дон Йосеф Наси, герцог Наксос, который всячески поддерживал евреев в Галилее. На этом фоне объяснима попытка возвращения «смихи»[37] , прерванной с началом византийского владычества.

В общем, и написание книги «Шулхан арух» также связано с попыткой составления некоего подобия Конституции для еврейского народа. По самым разным причинам все эти попытки не увенчались успехом. Для того, чтобы понять некоторые из этих причин, я вам расскажу следующее. Дон Йосеф Наси распорядился о бойкоте турецкими судами папского города Анкона — в качестве санкций против практиковавшегося в папских владениях сожжения евреев на костре.

Дон Йосеф был политиком до мозга костей. Решение бойкотировать Анкону было политическим действием на пользу еврейскому народу. Дон Йосеф обратился к раввинам Европы с предложением поддержать экономический бойкот Анконы. И что они ему ответили ? Они сказали: «Слушай, это уже слишком… Нам предписано Всевышним не восставать против народов мира, ты только навредишь нам» и т.д. и т.п. Понимаете ? Короче говоря, все пошло прахом. Все инициативы Дона Йосефа провалились.

Но позже снова евреи стали приезжать в Эрец-Исраэль. Отметим алийот последователей Орах-Хаима, РАШАШа, Бааль-Шем-Това и Виленского Гаона (в начале 19-го века). Ученики Виленского Гаона построили синагогу «Хурва» и развернули бурную деятельность в Иерусалиме. Чувствовалось, что что-то назревает — особенно после того, как египтянин Мехмет-Али в 30-х гг временно отбил Палестину у турок. Мехмет-Али оказал евреям много услуг, кстати… После года ТАР (тав-рейш, 5600 год (шмита) — 1839-40 по христианскому летоисчислению) началась еще более мощная алия: построили Микве-Исраэль, при материальной помощи ассимилированных французских евреев.

Позже в России и Польше возникла организация «Ховевей-Цион». Воложинский НАЦИВ тогда сказал: «Сейчас мы знаем, что Геула начинается !» Почему ? Потому что «ЦАРЬ РАЗРЕШИЛ шнор !» 🙂 Т.е. русккий царь разрешил своим подданым-евреям собирать деньги для евреев Эрец-Исраэль. Если уже ЦАРЬ разрешил, то все — Геула началась ! Вновь мы видим как идея «гойского разрешения» играет центральную роль. Среди поселенцев были разные люди — большинство их были религиозными, но были и нерелигиозные люди, которые были охвачены нaциональной идеей, романтикой поселенчества и т.д. Все это — до Герцля !

Моше Монтефиоре очень помогал первым халуцим, воздвиг целые кварталы, включая Кирьят-Моше, где мы в данный момент находимся — близлежащая синагога построена на средства, оставленные им по завещанию. В Центральном Комитете «Ховевей-Цион» сидели вместе религиозные и секулярные евреи. От религиозных — Воложинский НАЦИВ; от секулярных — Лиллиенблюм и Пинскер. Все вместе действовали ради поселенческого проекта в Эрец-Исраэль.

День Независимости Израиля: Рав Ури Амос Шерки трубит в шофар у Стены Плача.

В то время Воложинский НАЦИВ пишет интересное письмо под названием «Ахарит ке-Берешит»(В конце[дней] — как в Начале): «Мы не должны думать, что это великое дело могло совершиться как-то по-другому, как многие считают» — он гoворит о том, что Геула совершается с помощью секулярных евреев. Почему ? «Потому, что за это наказан был Моше, подозревавший, что евреи ему не поверят». Моше заболел цараат. За что он был наказан ? Не за то, что он подозревал евреев в нежелании выйти из Египта, а за то, что посчитал, что не поверят именно ему, известному не святостью и праведностью, а принадлежностью к египетской культуре. Моше посчитал, что Аарон — святой праведник, «дос» 🙂 — более подходит на роль, отведенную для Моше. Моше наказан за то, что не верил в то, что евреи согласятся на секулярного еврея в качестве Избавителя…

И вот после «Ховевей-Цион», после Дрейфуса, появился секулярный еврей Теодор Герцль и сказал — настало время Государства. Обратите внимание: этой идее Герцля предшествовало очень много всего — от РАМБАНа и до «Ховевей-Цион». Земля Израиля заселялась… Но что нового принес Герцль — он первым сказал слово «государство». Политика мало занимала даже самых великих предшественников Герцля — все они были людьми религиозными, а у религиозного человека мышление «бейт-мидрашное» :-)… К примеру, рав Элияу Гутмахер, ученик рава Акивы Эгера, в начале 19-го века, вместе с равом Цви-Гиршем Калишером(тоже учеником рава Акивы Эгера), пришли к мысли, что настало время приобретать земельные участки в Палестине. Т.к. надо возвращать евреев в их Страну. Рав Йеhуда Алькалай писал о «Конгрессе» и «Агенстве», которые бы действовали ради возвращения евреев и приобретения земель. Слова «государство» нигде нет !

Так поблагодарим же Святого, благословен Он, за то, что послал нам раба своего — Теодора Герцля !

* * *

Теперь — еще несколько общих замечаний.

Есть довольно распространенная ложь: «Сионизм — секулярное движение». Сионизм не есть секулярное движение — это ПОЛИТИЧЕСКОЕ движение, членами которого были секулярные евреи… На сионистском Конгрессе пытались обсудить т.н. «культурный вопрос» — часть делегатов желали обсуждения вопросов культуры, просвещения. Кто воспротивелся этому ? Религиозные делегаты.

Рав Райнес, глава «hа-Поэль hа-Мизрахи», считал большим успехом тот факт, что в конце концов было принято решение не вмешиваться в религиозные вопросы.

Рав Кук резко критиковал «Мизрахи» за это. Он считал, что сионизм тесно связан с религией и «Мизрахи» должна изменить свою позицию.

Рав Цви-Йеhуда говорил, что «невозможно национальное возрождение без культурного возрождения, а если есть культурное возрождение, то неизбежна дискуссия о том, что такое национальная культура ?»

Как я уже сказал, сионизм не является секулярным движением. Сионизм — это сионистское движение 🙂 Как это называется на «раввинском жаргоне» ? Сионизм — это МИЦВА, одна из 613 !

Так пишет РАМБАН, дополняя «Сефер мицвот» РАМБАМа — «одна из 613 заповедей заключается в том, что Земля, данная Господом праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову, будет в руках наших, и нельзя передавать Её в руки иных народов…». РАМБАН пишет, что еврейский суверенитет, еврейская армия и сельское хозяйство в Эрец-Исраэль — это мицва деорайта[38] Поэтому, создав государство, надо было произнести специальную браху… Данную заповедь исполнили нерелигиозные евреи. Знаете, часть нашего народа считает, что некое действие следует считать мицвой только в том случает, если его совершают религиозные евреи:-)

Вопрос из зала: «Что Вы думаете об утверждении, что Герцль наказан каретом, т.к. не осталось у него потомства… ?»

— То же самое можно предъявить Моше. Его сын был идолопоклонником. Вся семья его — катастрофа. Все пропали. У Герцля остался какой-то правнук, кстати… И Герцль и Моше хотели, чтобы их дело продолжили их сыновья, однако сделали это другие люди. Есть люди, жертвующие собственной судьбой на благо общества. РАМХАЛь — умер не дожив до 40, вместе со всей семьей. И что ? «Ибо мысли Мои – не ваши мысли, и не ваши пути – пути Мои»[39]

Итак, сионизм — это политическое движение, т.к. его цель — политическая. Эта цель — мицва. Кто бы ее не добивался — шкоях.

С момента разрушения Храма, еврейство постепенно привыкло определять себя как религию. Здесь есть некоторая деградация, не так ли ? Святой, благословен Он, не избирал нас как религиозную группу. Он избрал народ. В общем, первым, кто назвал нас народом, был Фараон:

«И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас»[40]

И позже Тора дается не тем евреям, кто согласен ее принять, но Тора принимается всей нацией, политической единицей (см. Шмот 19:9-10). Из-за некоторых исторических перипетий мы забыли о том, что мы — народ. Мы сузились до религиозной группы.

Однажды я выступал перед группой христианских богословов.

Меня попросили рассказать о «религиозном смысле Дня Независимости». Я им сразу ответил, что у Дня Независимости нет религиозного смысла. Как нет такого смысла у Песаха, Шавуот, Шабата и всех мицвот иудаизма. Т.к. все эти мицвот — национальные. Слово Господа НАРОДУ, а не религиозной его части. И вы знаете что ? Христианские богословы тут же стали полемизировать со мной, используя все аргументы харедим 🙂

Когда Всевышний решил, что настало время Избавления, мицву завоевания Эрец-Исраэль уже невозможно обозначить как исключительно религиозную заповедь, ведь в ее исполнении участвуют все группы в еврейском народе. Секулярные евреи в это время выдвинули «новую», как им казалось и кажется, идею — определить иудаизм не как религию, а как нацию и с помощью этого определения создать еврейское государство. По сути, в Торе Всевышний относится к евреям как к нации. Религиозные евреи в массе своей не приняли «нового» определения. Разгорелся спор, в котором каждая сторона поняла и приняла лишь половину израильской идентичности и противилась другой. Всего этого можно было избежать, если бы стоявшие во главе народа люди вчитались бы в Тору, но, как отметил рав Кук — «для этого тогда недоставало духовных сил».

Но есть среди религиозных евреев какая-то часть, которой «хватило духовных сил».

Во-первых, есть т.н. «религиозные сионисты», т.е. люди с одной стороны религиозные, с другой — сионисты. Это движение разрывается между двумя различными идеалами, поэтому особого успеха там не видно. С другой стороны, существует движение последователей рава Кука, который сказал: «Нет религиозного сионизма, потому что сионизм и есть религия, а религия и есть сионизм». Так разрешается противоречие религиозного сионизма. Последователи рава Кука сегодня играют ведущую роль в деле возрождения нации, они занимают всё более видные места в политике и армии. У меня лично нет никаких сомнений, в том, что рано или поздно, духовная и политическая власть в Стране перейдет к ученикам рава Кука.

Совершенно неслучайно Господь организовал кое-какие события в истории сионизма.

Флаг — в его основе лежит талит.

Иврит — язык Торы. Европа отказалась от латыни для того, чтобы уйти от религии. У евреев все наоборот !

Возвращение к Святому Языку необычайно усилило связь сионизма с религией.

Попытки сионизма отдалиться от религии обречены на провал, т.к. сионизм несет в себе нечто, предотвращающее такое отдаление.

Исходя из этого, многие раввины, особенно сефaрдские, сразу идентифицировали сионизм как процесс Избавления (Геула). Я подчеркиваю этот факт не из секторальных соображений, а потому, что сегодня почему-то принято считать, что сефарды — харедим. Никто об этом не знал, пока не появилась ШАС. Многие сефардские авторитеты поддерживали сионизм: рав Месас из Марокко, рав Хальфон из Туниса, который написал, что все, о чем говорится в книге пророка Даниэля, указывает на год ТАШАХ. В последних изданиях эта страница была изъята — есть ученики, которые очень бояться вступать в споры со своим раввином, поэтому раввина редактируют и так избегают споров…:-) Моше Монтефиоре, один из первых деятелей практического сионизма, один из первых теоретиков политического сионизма, был сефардским евреем из Ливорно.

* * *

В Гмаре, трактат Санhедрин 98, описан спор между амораим: «Стоит ли жить в эру Машиаха ?»

Раби Ула, раби Йоханан и Раба говорят — нет, не стоит, потому что время это слишком тяжелое будет.

А в конце спора рав Йосеф говорит: «Алэвай и я удостоюсь чести жить в эру Машиаха, даже если придется мне сидеть в тени помёта его осла.»

Если вы видели когда-то помет осла… тени от него — не то, чтобы очень… Когда появляется эта тень ? Когда Геула застревает, т.е. осел стоит на месте. Появляется гора («hар» — הר ) помёта и тень («цель» — צל ) от нее.

Гора плюс тень — «hарцель» — הרצל — Герцль 🙂

И именно в тени этой горы захотел сидеть рав Йосеф, понявший, что Святой, благословен Он, хотел принести Избавление Народу Его и всему миру.

От переводчика:

Данный перевод является первой частью цикла бесед рава Ури Шерки о сионизме. Продолжение разговора следует. В нем раввин подробно остановится на уже обозначенных проблемах (доктрина «Трех клятв» и др.) и коснется новых.

Примечания:


[1] — р. Цви-Йеhуда Кук (1891-1982)

[2] — «медина» — государство (иврит)

[3] — р. Шерки в этом своем выступлении полемизирует с видными современными израильскими раввинами-харедим (р. Амнон Ицхак и др.), которые благословили один вышедший и ставший популярным документальный фильм о сионизме.

[4] — см.: «И было, в те дни: и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяжкие труды (повинности), и увидел, (что) некий мицри (египтянин) избивает некого иври из его братьев»(Шмот 2:11)

[5] — Берешит 41:51-52

[6] — Берешит 50:25

[7] — прах Герцля покоится на горе Герцля в Йерушалиме

[8] — Йеhошуа 17:1

[9] — мидраш «Ялкут шофтим» 5:51

[10] — Шмот 2:11

[11] — одна из самых важных галахических книг современного иудаизма, написанная в конце 19-го века Хафец-Хаимом

[12] — Йешаяу 44:28, 45:1

[13] — Бамидбар 13-14

[14] — Ерушалми, Таанит 24а

[15] — р. Шломо Горен (1918 — 1994) — выдающийся мудрец Торы, главный раввин ЦАХАЛа в 1948-71гг, главный ашкеназский раввин Израиля в 1972-83 гг

[16] — Шмот 4:1

[17] — Шмот 4:13

[18] — Шмот 4:14

[19] מאמרי הראי»ה, עמוד 94

[20] — Сфира — в Каббале — одно из 10-ти божественных проявлений

[21] — Бавли, Сота 37а

[22] — Шмот 15:23-26

[23] — День смерти

[24] — рабби Моше-Хаим Луцатто (1707 — 1746)

[25] — Бавли, Ктубот 111а

[26] — выдающийся раввин ашкеназского мира, живший в Праге в 16-17 вв

[27] — Бавли, Ктубот 110б-111а

[28] — сохранения жизни

[29] — Шмот 2:21; «Йоэль Моше» — название антисионистской книги сатмарского адмора

[30] — см. РАШИ на этот стих

[31] — см. Шмот 4:18

[32] — Диврей hа-Йамим II 36:23

[33] — Йешаяу 44:27

[34] — см. Берешит Раба 53:8

[35] — Теhилим 126:2

[36] — р. Меир Симха из Двинска

[37] — речь идет о проекте возобновления Санhедрина в Галилее в 16-м веке

[38] — Заповедь из Торы

[39] — Йешаяу 55:8

[40] — Шмот 1:9

Вторая часть цикла «О сионизме» находится здесь.

О сионизме, часть первая — «Герцль»: 1 комментарий

Добавить комментарий