Свидетельство человечеству

Ѓафтара — отрывок из пророка Захарии (2, 14 – 4, 7) – который мы будем читать в ханукальную субботу начинается со слов: «Пой и веселись, дочь Сиона, ибо вот прихожу Я и обитать буду среди тебя, – слово Господа. И присоединятся народы многие к Господу в тот день…»Захария (2, 14-15). В конце отрывка присутствие Шхены отображено в образе золотого светильника – Меноры, подобной той, что находилась в Храме. По мнению наших мудрецов эта привязка показывает, что Менора является, для человечества свидетельством того, что Божественное присутствие находится в Израиле.


Реально Менора находится в Храме за пределами Святая Святых, и представляется, что это означает, что ее святость меньше, чем святость Ковчега, в котором хранится Тора. И такое понимание следует также из соображения о том, что народ Израиля, и в частности, Божественное присутствие в нем – вторичны по сравнению с Торой. Но рав Кук объясняет, что такое понимание отражает лишь внешнюю сторону. А во внутренней сущности все наоборот, поскольку Тора была дона Израилю, и Израиль предшествовал ей – святость Меноры превышает святость Ковчега.
«Менора включает в себя собственную святость души Израиля, которая представляется внешней по отношению к Торе, которая находится в Святая Святых. Но на самом деле она освящает все, и в ней заключается тайна свидетельства Израиля, и она способна светить и вовне (Шмона квацим 8, 157)».

Отсюда следует, что святость народа обладает универсальным влиянием. В примитивном представлении можно было бы предположить, что существует градация между собственной святостью народа – по отношению к самому себе, и универсальным действием, которое проистекает от излишков святости Израиля. Но это не так. Отделенность еврейского народа предназначена для того, чтобы он мог лучше служить цели: «И благословяться в тебе все семьи земли (Бытие 12, 3)». Поскольку известно, что: «Не может узник сам освободить себя из тюрьмы» (Брахот 5б), необходимо, чтобы тот, кто спасает своего ближнего был отделен от него. Это основа отделения народа Израиля от других народов.
В hафтаре народ Израиля представлен как модель для других народов. Мы первый народ в истории, который достиг уровня «народ Господа», и на этом примере учатся все другие народы, как братья учатся у первенца: «И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом Моим». В процессе истории, только народ Израиля удостоился коллективной святости, той, которая относится к народу и политике. У других народов мы находим только личную святость, как нравственную, так и религиозную. Но в будущем и они удостоятся святости общности. И именно поэтому не принимают геров во времена Мессии (Йебамот 24,б), потому что тогда нет никакой необходимости для человека оставлять свой народ, чтобы удостоится святости общности.

И именно успешность универсальной миссии поднимает Израиль на более высокий уровень, как священников народов мира: «И Я обитать буду среди тебя, …И возьмет Господь во владение Иеhуду, удел Свой на святой земле, и снова изберет Иерусалим».

Добавить комментарий