Занятие 34. Рав Авраам Ицхак аКоэн Кук, продолжение

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

1) Продолжение биографии. 2) Земля Израиля и государство Израиля – разные ли это понятия для рав Кука? 3) Чем еврейский национализм отличается от любого другого? 4) Использует ли рав Кук понятие «Машиах?» Если да, то как он понимает его?

* II.  Запись занятия 

* III.  Материалы к занятию 

Рав Авраам Ицхак Кук, биографиия

Родился в 1865 в Латвии. Учился у своего отца и Реувена Халеви — раввина Двинска В 1884—1888 продолжил учёбу в йешиве Воложин, у раввина Нафтали Цви Иеhуды Берлина. В 1888 назначен на должность раввина Жеймели. В 1897 — Бауска.

В 1904 раввин Кук репатриировался в Палестину. В 1920 избран первым ашкеназским главным раввином. Создал иешиву Мерказ аРав.

Умер он в 1935 году. В последний путь его провожали десятки тысяч, среди которых были все крупные раввины и общественные деятели.

«Свет из темноты» Рав Авраам Ицхак Кук
Ком. к книге — Рав Зеев Султанович.
Отрывки из книги. Введение.
(Ниже обсуждается ситуация, сложившаяся в конце девятнадцатого и в самом начале двадцатого века).

Тьмой является изгнание (галут). При исходе из него сразу же возникает необходимость определения, что есть Земля Израиля и осознания ее сущности. И это несмотря на то, что это вопрос всегда обсуждался во всех еврейских кругах. В то время земля Израиля была незаселенной, пустынной территорией, запущенной окраиной Оттоманской империи. Переезд в нее был труден и связан со многими проблемами. Тот, кто решался на него, должен был отказаться от своего основного имущества, положения в обществе, обычного порядка жизни, к которому он привык, гражданство и другие права. Но переезд в святую землю перестал быть просто идеей, и его реальность стала столь четко обозначенной, что он требовал определенного отношения к себе. И те позиции, которые заняли различные слои общества, движения и его представили были совершенно не похожи друг на друга: были такие, кто поддерживал и идею возвращения, и ее конкретное осуществление, были такие, которые поддерживали саму идею, но отрицали возможность ее практического осуществления на данном этапе, были и такие, кто отрицал саму идею, но помогал в ее практическом осуществлении, а были и такие, которые отрицали все, что связано с возможностью переезда на корню. Каждое из этих направлений имело свои круги и своих представителей в еврейских общинах, в которых проходили напряженные дискуссии на эту тему, в попытке найти легитимный ответ на вызов времени.
Рав Зеев Султанович (перевод с иврита – Зеев Мешков).

Из книги «Орот миОфель» (Свет из мрака),
рав Авраам Ицхак аКоэн Кук

«Земля Израиля – объект сущностный, связанный узлом жизни с нацией. Переплетается она с глубинными свойствами с тем, что определяет ее (нации) сущность. Поэтому невозможно приблизиться к пониманию основы свойств, придающих святость земле Израиля и претворить в жизнь глубину любви к ней, основываясь на каком бы то ни было рациональном понимании, которым пользуются люди, а лишь через дух Бога, пребывающий на всей нации».

Комментарий к тексту (сокр)
Рациональное мышление человека позволяет понять связь народа с землей, используя понятие «родина»: страна, в которой сформировалась та или иная нация. При этом важными становятся и климатические условия, и пейзажи страны, которые формируют характер того или иного народа на протяжении истории, определяют его привязанность к ней, так же, как и климат, и характер растительности и животного мира. Рационалисты могут согласиться и с тем, что нельзя не учитывать чувства, которые пробуждают подобные аспекты. Они описаны в художественной литературе, нашли свое отражение в фольклоре и культурном наследии каждого народа. В этом плане народ Израиля не отличается от других: он так же любит свою землю за ее особые пейзажи, растительный и животный мир. Но не следует забывать, «что невозможно приблизиться к пониманию основы свойств, придающих святость земле Израиля и претворить в жизнь глубину любви к ней, основываясь на каком бы то ни было рациональном понимании, которым пользуются люди, а лишь через дух Бога, пребывающий на всей нации». Только через него можно приблизиться к пониманию святости земли Израиля. Ицхак и Яаков родились в земле Израиля, но настоящая родина семьи в обычном понимании – в Междуречье. Землю Израиля так же трудно в этом плане назвать родиной народа Израиля, так как он возник и сформировался в Египте. То, что связывает в данном случае народ с его страной – так это Божественный дух. Именно он повелел Аврааму: «: «Иди себе из земли твоей… в землю, которую Я покажу тебе» (Берешит, 12:1). Именно он избавил сыновей Израиля от рук египтян и вывел из дома рабства, поставив ясную цель: поселиться в земле Израиля, ибо она – земля святая.
Рав Зеев Султанович
Из комментария к книге «Орот миОфель»
рава Авраама Ицхака Кука, ЗаЦаЛь
перевод с иврита: рав Зеев Мешков


Реклама-объявление:

Предлагаем вышедшую в свет книгу: «Развернутые комментарии к книге пророка Йехезкеля». Рав Зеев Мешков
Информация и заказzeevmeshkov@gmail.com


* IV.  Вопросы 

1) Что символизирует заповедь трубления в Шофар?.

2) Три события в истории (одно изних при сотворении мира) Тора и пророки связывают с трублением в Шофар. Что общего между этими тремя событиями?

3) Три вида шофара, о которых говорит рав Кук:

  1. великий
  2. обычный
  3. «нечистый»
  4. что означает трубление в каждый из них?
  5. от чего зависит, в какой из этих шофаров (образно говоря) трубит Всевышний?

4) Когда следует ожидать трубдения Всевышним (образно говоря) в шофар?

* V.  Ответы  (в виде коментариев ниже)

Занятие 34. Рав Авраам Ицхак аКоэн Кук, продолжение: 3 комментария

  1. Всем слушателям хорошего года. Надеюсь на продолжение нашей сложной и, безусловно, очень важной работы. Здоровья и успехов, включая духовную область, всем.

    • Спасибо, рав Зеев. Хорошего и сладкого года Вам!

  2. Заповедь «Трубить в шофар» -это символ свободы, освобождения, начало нового духовного времени, знак вторжения новой великой духовности в материальный мир.
    . Три события,связанные с трублением в шофар: (дарование Торы, пророк -о приходе Машиаха-начале нового времени; трубление в шофар в Рош а Шана- напоминание о том,что в этот день в мир вошла великая духовность, был сотворён Адам Ришон,вошла духовность, Всевышний вложил в него душу) объединены тем,что вошла великая духовность в мир материальный. Когда говорится в молитве о просьбе ко Всевышнему,чтобы Он начал трубление в шофар, — это просьба к Нему начать новые духовные процессы, дать духовные силы , дать новое понимание,видение мира,чтобы пробудить возвращение сыновей Израиля в ЭИ. И в молитве имеется в виду просьба о Большом Шофаре. 3. Три вида шофаров- это три возможности, градации будущего освобождения и возрождения сыновей Израиля. Заповедь «трубить в шофар» отражает духовный мир, является проекцией на мир материальный. И все виды разных шофаров указывают на три возможности освобождения, именно как великая духовность может войти в материальный мир.
    Великий Шофар- это шофар Машиаха, имеется в виду, пробуждение силы,которая пробуждает процесс пробуждения сил народа, его возрождения и освобождения. Рав Кук призывает не ждать чудотворца,а понять,что настало время пробуждения сил всего народа, Всевышний трубит в шофар, и это меняет мир.Великий Шофар- это сила пробуждения. И эта сила собирает сыновей Израиля в Цийон, сила ,пробуждающая стремление прийти в Йерушалайм, построить Храм. И трубление в этот шофар продолжается всегда. Восприятие этого шофара зависит от самих сыновей Израиля. Как правило, его слышали великие мудрецы.которые сами пришли в ЭИ, и стали там жить. Мы молимся о том, чтобы Всевышний трубил в Большой шофар, и в то же время всегда есть возможность услышать такой шофар. Всегда были такие люди,которые настраивались на волну Большого шофара и поднимались в ЭИ,прекрасно сознавая цели ,которые стоят перед всем народом, Такие люди стремились осуществить желание Всевышнего,которое заключается в полном освобождении Израиля. И если таким людям удавалось не только самим подняться в ЭИ, но и породить волну движения в сторону в ЭИ, то можно считать,что прозвучал Большой Шофар. Но иногда желание ,в котором есть святость,ослабевает. Корень нерелигиозного движения возвращения в ЭИ находится в осознании того,что попытка евреев ввойти в европейское общество породило невиданную волну антисемитизма.И такое национальное движение по рав Куку — это здоровое естественное желание нации утвердить власть в своей земле, и корень такого желания коренится в святости. Это были люди,которые не крестились, оставались всегда евреями. И их отход от религии просто протест против старых форм еврейской общины,которая не смогла найти ответ на новое время. Желанию встать и освободиться, жить свободно,как любой другой народ соответствует обычный шофар.который может быть рогом от любого кошерно зарезанного животного,который можно найти без проблем везде.
    Третий шофар, рог зарезанного животного,зарезанного некошерно. В него трубят,когда невозможно найти другого, исполнив заповедь в трубление в шофар. И он соответствует такому состоянию,когда стремления к свободе и освобождению нации ,не пробудились ни своим влечением к Йерушалайму,где раскрывается Божественное Слово, также нет желания быть народом и быть свободным на своей земле.
    Враги Израиля заставляют евреев услышать трубление в шофар. И этот некошерный шофар пробуждает народ к освобождению. Но благословения при звучании такого шофара нет.
    5/ От умения услышать трубление в шофар.
    6/Шофар трубит всегда. Проблема ,что не каждый слышит этот звук пробуждения к свободе, освобождения. Следует развивать в себе умение слушать и слышать звук шофара, понимая ход истории и свое предназначение. Без любви к ЭИ не может быть и любви к о Всевышнему.

Обсуждение закрыто.