Занятие 1. Наш Бог – Кто Он? Принципы веры

*  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Как понимать «рука Всевышнего», «лицо Всевышнего», «… и будут стоять ноги Всевышнего на горе…»?

  • Дерево жизни, и дерево познания добра и зла.
  • Восприятие Адамом Всевышнего до греха и после греха.

Почему у Всевышнего несколько имен? Какие они?

Предполагается рассмотреть Элоким, Ашем, Шадай, Ашем воинств.

  • Энош, начало идолопоклонства.
  • Что называется идолопоклонством? Две первые заповеди из десяти заповедей. Определение идолопоклонства Рамбама.
  • Постулаты веры. Трудности их восприятия.

*  Дополнительные материалы  (для просмотра и скачивания необходимо предварительно авторизоваться или зарегистрироваться)

[file_manager_advanced login=»yes» roles=»author,editor,administrator,subscriber» path=»wp-content/uploads/Материалы/01 Доп материал» hide=»plugins» operations=»download» view=»grid» theme=»light» lang =»ru»]

*  Литература 

Тора. Глава «Берешит (вначале)» — https://toldot.ru/limud/library/humash/bereshit/bereshit/

Сидур «Тринадцать принципов веры Рамбама, (Молитвенник для Бней Ноах стр. 249-25) — http://machanaim.org/philosof/rambam/dogm.htm

Рассылаемые материалы — E-book «Праотцы в динамике, ч.1, Две истории сотворения мира» (Бытие, главы 1–11), Пинхас Полонский — http://ejwiki-books.com/a123456/Dvie_istorii_sotvorieniia_mira.zip

*  Запись занятия 

*  Вопросы к занятию 

Рамбам не включил веру в то, что единственным желанием Всевышнего является давать добро, в тринадцать принципов веры.

Рамхаль видит единственное желание (и оно добро) самым главным проявлением единства Всевышнего. Вчитаемся еще раз в то, что сказал Рамхаль (Келах питхей хохма):

«Желание «Излучающего», благословенно имя Его, — только добро. И поэтому не осуществится ни одно желание – только Его добро».

Вполне можно утверждать, что Рамхаль видит в этом (единстве желания, которое является желанием добра) основу веры.

———————————

Чья позиция Вам ближе?

1)Рамбам: обязательно верить, что мир сотворен по желанию (но мы не говорим, каково оно)

2) Рамхаль: обязательно верить, что это желание – желание добра?

*  Ответить на вопросы  (ответы в виде коментариев ниже)

Занятие 1. Наш Бог – Кто Он? Принципы веры: 43 комментария

  1. Re: Ответ, который может быть интересен всем
    от Vyacheslav Rudenko — Воскресенье, 3 Февраль 2019, 01:03

    (Возможно, имелось в виду, что нам видно, но Вам — виднее 🙂 )
    «Малейшее преступление против бесконечности — бесконечно, и оно разрушит мир!» — значит ли это, что бесконечное наказание будет всегда? Например: в мире всего 2 поступка — 1 хороший и 1 плохой, итого в мире 50% наказания. Сделали ещё 98 хороших поступков — стало 99% добра и 1% наказания, и так далее.
    Или же, как есть «творение из ничего», так есть и «возвращение в ничто»? А когда оно срабатывает? Это — одно из проявлений добра?

  2. Ответ, который может быть интересен всем
    от Р. Зеев Мешков — Пятница, 18 Январь 2019, 00:26

    Спасибо. Пока все очень интересно. Надеюсь, что вместе будем поднимать планку. С Вашего разрешения, ставлю один из ответов, кот. может быть интересен всем. «Пришло на мысль Всевышнему сотворить мир по мере суда, но увидел, что он не устоит и поставил впереди меру милости». Давайте уточним понимание этого момента. Речь, прежде всего идет не о гвура (мощи, одолении), а о суде. Т.е. об установлении непреложных связей по принципу: причина — следствие. Например, если камень прошен вверх, он непременно упадет с ускорением g. (не вдаваясь в подробности). Это мир идеальный для тех, кто не грешит: сделал хорошо — получил награду. Делаешь только хорошо — поток блага. Поток блага для творений — это то, что хотел Всевышний! Но есть еще более высокая цель: создать творение, которое само тянется к добру. Тут нужно дать свободу выбора. А если дать свободу выбора? Неизвестно, что будет. Малейшее преступление против бесконечности — бесконечно, и оно разрушит мир! Мир не устоит. Что делать? Нужно добавить принцип милости, который позволит смягчать, прощать, откладывать наказание. Тогда в конце концов, если хорошее начало возобладает, будет достигнуто благо: благо для творений. А возобладает ли? Обязательно»! Изначально оно создано более сильным. Может занять время, но — возобладают.

  3. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Roman Kotsiubynskyi — Четверг, 7 Март 2019, 14:33

    Тринадцать принципов веры Рамбама являются ограждением для сказанного Рахмалем. Добро, как желание Всевышнего, является сердцевиной тринадцати принципов веры Рамбама.

  4. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Наталия Шварц — Вторник, 5 Февраль 2019, 19:43

    Добрый день.И тема Добра)мой ответ,Рамхаль .Творец говорит-хорошо и это Добро.А еще мы сотворены по Образу Его.И всегда хотим Добра.

  5. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Константин Карпов — Суббота, 2 Февраль 2019, 11:15

    Так по Рамбаму это принцип веры, то в такой формулировке человеку легче сохранять эту веру, потому что сталкиваясь со злом очень непросто сохранять веру в формулировке Рамхаля, что неосуществляется ничего кроме добра. Поэтому для меня как недостижимый идеал к чему стремиться — формулировка Рамхаля, но и до достижения формулировки Рамбама тоже огромный труд.

  6. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Воскресенье, 27 Январь 2019, 21:39

    Спасибо. Мне нечего добавить. Остается только думать, как соответствовать таким слушателям.

  7. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Tanya Horobey — Воскресенье, 27 Январь 2019, 16:45

    Всё творение мира было сотворено при помощи разделения одного целого на разные части. Разделение нашего мира на разные части, компоненты одного целого называется миром разделения. Поскольку мы живём в мире разделения, то каждый из нас видит только часть, никогда не видим всю картину мира полностью. Есть диссонанс между тем, что видим/воспринимаем и тем, что понимаем. Очевидно,что человек не может воспринимать что-то на 100%, нам всегда нужен другой взгляд на жизнь. Человеку свойственно воспринимать мир фрагментарно, т.к. у него тоннельное мышление.Наше восприятие Торы- не абсолютно точно, хотя мы осознаем,что Тора- это абсолютная истина. Истина по сути своей не может быть воспринята с одной точки зрения.Чтобы понять суть вещей, необходимо минимум два человека. Каждый опишет то,что другой не видит или не актуализирует. И когда мы изучаем разные идеи мудрецов на что-то, тогда мы полнее воспринимаем сочетание двух и более в одном целом. Как говорится, мудрецы увеличивают мир в мире. Важно также понимать, в какую эпоху жил тот или иной мудрец и что было актуальным для того поколения. Поэтому Рамбам и Рамхаль помогают мне воспринимать картину целого полней. В высказывании Рамхаля важно понимать слова»осуществится» и «добро». Если в Берешит сказано, что такое «нехорошо», а именно » нехорошо быть человеку одному», т.е. без Бога, то отсюда вытекает,что «хорошо» это быть с Богом. И в книге Дварим 4:4 говорится ! А вы, прилепившиеся к аШем, Эло’им вашему- живёте все вы сегодня!» . Смысл человека находится вне нег,о. И самое полное проявление этого смысла я могу найти в своем ближнем, и таким ближним является мой муж. Воля Бога проявляется в интеракции между нами. Желание Всевышнего проявляется как результат интеракции между Всевышним и человеком. Мы понимаем желание Творца ретроспективно, не видя Его лица, а только затылок, т.е. пройдя историю. Желание аШем осуществится обязательно, но иногда мир может быть стерт, как произошло во времена Ноаха, создан заново и желание Всевышнего проявилось через Моше. Хотелось бы поговорить больше о высказывании мудрецов «Праведник даёт постановление/волю, а Всевышний его исполняет.»

  8. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Eva Krampelj — Воскресенье, 27 Январь 2019, 14:11

    Из двух мне ближе Рамхаль! У Всевышнего нет ничего кроме добра, и не может быть! Так как человек не видит целой картины, он может определенные вещи расценить как зло , но на самом деле это всегда, ВСЕГДА, что бы не случилось — ЭТО ДОБРО! От личнго восприятия и только своего мнения человек дает оцену что это добро или зло, но даже зло ВСЕГДА СЛУЖИТ добру!

  9. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Понедельник, 28 Январь 2019, 11:56

    Cпасибо за вдумчивое отношение вопроса. Насчет желания. Рамбам в Море аНевохим поправляет Аристотеля. Для Аристотеля оказалось камнем преткновение желание творить. Он рассуждал также: «у соверщенства не может быть желания». И пришел к тому, что материя изначально, а желание духа — преобразовать ее. Рамбам категорически возражает против этого. Для него (и для нас) творение «из ничего» принципиально. И он говорит о том, что желание неотделимо от сущности Творца. Он, правда, не говорит, какое желание, но тут помогает Рамхаль: желание совершенного — давать.

  10. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Svyatoslav Voldman — Воскресенье, 27 Январь 2019, 13:34

    Насколько уместно приписывать Всевышнему «желание»? Ведь «желание» неотделимо от потребности, а потребность означает- пусть и косвенно, отсутствие чего -либо, например, отсутствие до сотворения возможности давать добро.
    Даже если принять такое «желание» за аллегорию ( как мы сделали это, рассматривая «Нога, Рука, Лицо» и тп» Всевышнего), то отсутствие чего то (пусть и аллегорическое) все равно останется.
    Так как «…ВСЕ создано, создается и будет создаваться Им, то
    (а) это делается для ликвидации чего то отсутствующего= реализации желания?
    (б) это все еще не ликвидировано= желание не реализовано?
    Не слишком ли многим принципам Рамбама ; и не только!) это противоречит?

  11. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Суббота, 26 Январь 2019, 19:01

    Спасибо большое. Очень хорошо понял, о чем Вы говорите. Постараюсь развернуть эту мысль на занятиях, посмотреть, как к этому относились мудрецы.

  12. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Олег Таймаз — Суббота, 26 Январь 2019, 18:16

    Хотелось бы согласиться с Рамхалем, но это означало бы, что я понимаю, как проявляется добро Всевышнего в этом мире, а это не так. Я не знаю, как увидеть Его добро во многих плохих вещах.

  13. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Суббота, 26 Январь 2019, 19:00

    Спасибо. Довольно понятно. На занятиях постараемся уточнить.

  14. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от tina gut — Суббота, 26 Январь 2019, 13:46

    Мне кажется, Рамбам, формулируя 13 принципов веры, оставил за рамками определение целей Творца, потому что принципы веры касаются человека. И соглашаясь с данными принципами, человек согласен принять все, что исходит от Творца как благо. Рахмаль, принимая принципы веры Рамбама, рассуждал о целях Творца и объясняет их для человека как части Творения. Вот тут я не понимаю: человек — цель или весь мир, в котором человек — главный инструмент улучшения мира?
    Рассматривая Творца как абсолютное совершенство, Рахмаль предполагает, что совершенство не может дарить ничего, кроме блага. Но принять каждый из людей может это благо не случайно как подарок, а в результате собственных усилий. Поэтому каждый принимает ровно столько, сколько может. Средства Всевышний дал: разум и Тору; инструменты — это заповеди. Совершенствуясь, человек совершенствует мир. При этом истинная суть Сущего (Мира?) известна только Всевышнему.
    Боюсь, что я путаюсь в терминах.

  15. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Суббота, 26 Январь 2019, 18:58

    И совсем даже не сумбурно. Очень мне понятно и близко. На занятиях постараемся развернуть мысль.

  16. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Кребер Елена — Пятница, 25 Январь 2019, 21:44

    Мне ближе позиция Рамхаля.
    Вс-вышний и есть само добро. Он совершенен и нет в нём недостатка. И если Им создан мир, значит на то было его желание. Желание полелиться с кем-то, что есть у Него. Давать добро.
    Сумбурно получилось. Но по-другому не выходит.

  17. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Суббота, 26 Январь 2019, 18:55

    Насчет важности закона — все правильно. Но я бы хотел поднять планку и понять вместе с Вами, что принципы веры важны в том плане, что они влияют на нас, формируют и определяют наше поведение во многих ситуациях. Человек не только создан по образу и подобию, но и формирует себя по образу и подобию. И Давид пожелал идолопоклонникам «пусть будут подобны им (идолам) все делающие их». (Теилим,115). Т.е. — без глаз, без ушей и без мозгов. Человек, верящий в добро, отличается в лучшую сторону от человека верящего, что в мире действует необъяснимое желание.
    Высказывание «После разрушения Храма у Всевышнего в мире есть только четыре локтя галахи» говорит о тяжелом положении в галуте, когда евреи заняты только законом. Исход состоит в том, что мы начинаем итересоваться тем, кто мы есть и кто есть наш Бог. Приведу, с Вашего разрешения, отрывок из рав Кука\

  18. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Пятница, 25 Январь 2019, 16:22

    Cпасибо за развернутый ответ. Постараюсь ответить.

  19. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Dmitry Rusakov — Пятница, 25 Январь 2019, 14:28

    Отвечу развернуто, хотя и немного «на одной ноге», впопыхах так сказать. Ссылки буду давать на лекции и лекторов что слушал, близких к лильмод, махону Меиру и в следствии того видимо к позициям рава Кука. К сожалению первоисточниками пока в полной мере, достаточной для цитирования не владею.. 🙁

    Мне кажется правы оба и вообще в некотором роде спор и «принципах веры» он излишен. Поясню почему. П. Полонский в одной из своих лекций очень хорошо упомянул что говорят мол что евреи спорят о Законе, христиане о Вере, а мусульмане о власти. И на мой взгляд это очень точно подмечено. Иудаизм в силу своей «дистрибутивности» и коллегиальности, и отсутствия четкой вертикали ‘церковной’ власти и доктрины сформировал (на мой взгляд) своего рода толерантность к видам и верованиям не относящимся к центральным темам самих заповедей. То есть в некотором роде можно верить по разному, до тех пор пока есть согласие по тому что надо делать, как жить и какие правила соблюдать.
    То есть вопрос как жить «со всем этим» и какие реальные решения принимать в каждый жизненный момент он выведен на передний план, по сравнению с тем в какие абстрактные принципы надо верить. Это на мой взгляд очень привлекательно, по крайней мере для меня. И оставляет простор для некой такой толерантности и разнообразия мнений, как в Талмуде так и в сов иудаизме (хасиды, митнагдим, последователи р Кука, другие и т.д.)

    Конкретно о принципах Рамбама, это ведь совершенно и не единственная система взглядов и принципов иудаизма (легко найти ссылки на другие системы). Меир Левинов недавно в своих лекция ‘Основы иудейской веры’ конкретно упоминал что уже во времена Рамбама его критиковал некий авторитетный итальянский раввин (извините не помню по памяти имя), с тем что мол «Рамбам перегибает, и с чего он взял то и то..»

    Так что я бы не фокусировался на некой одной системе принципов веры. Мне кажется это приводит только к ограничению нашего понимания и познания всей глубины иудаизма и Божественного замысла.
    ПС. Если меня совсем «припереть к стенке» и заставить как то выбрать между Рамбамом и Рамхалем, то я считаю не позиция Рамхаля, что Господь «благ» и желает нам только добра оне в некотором роде не обязательная. Так как по своей сути ограничивает Бога. Мы не знаем путей Всевышнего и начинать судить о его действиях благи они или нет не стоит

  20. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Суббота, 26 Январь 2019, 18:29

    Спасибо. На уроке постараюсь показать, что без добра нам никуда. И многое можно понять из того, что оно есть.

  21. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Vita Larychava — Пятница, 25 Январь 2019, 13:31

    Выражение Рамбама мне ближе. Понятие добра слишком размыто, нам не дано понять до конца, что это значит.

  22. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Четверг, 24 Январь 2019, 18:20

    Cпасибо. Не все сразу. Понятием добра займемся на след. занятии.

  23. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Алина Шемко — Четверг, 24 Январь 2019, 14:23

    Мне сложно дать ответ на этот вопрос, так как я не могу для себя до конца сформулировать понятие «добро». Долго думала и все-таки из-за размытого в голове понятия «добра» позиция Рамбама мне ближе.

  24. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Четверг, 24 Январь 2019, 12:53

    Спасибо за участие.
    Дерево жизни в центре сада, а его окружает дерево познания добра и зла. Так что в чем-то Вы правы — жизнь (хаиим на иврите — множественное число) — это то, что выше добра и зла. Но, в конечном итоге, жизнь — это великое добро, в котором нет зла, для человека. И Всевышний говорит: «Выбирай жизнь». Мы будем говорить об этом, дай Бог, на след. занятии. Иными словами — когда добро и зло сливаются, есть высшее добро. Даже можно представить в чем оно — прямая связь с Творцом, источником жизни. Насчет того, что в Торе нет прожелание: на языке торы омар (сказал — мы переводим), имеет второе значение — задумал. Поэтому все-же в Торе есть, что мир сотворен по желанию. Буду рад Вашей реакции.

  25. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Elena k — Четверг, 24 Январь 2019, 11:04

    Мне кажется, что обе эти позиции верны. Разница в том, что Рамхаль рассматривает с позиции плнимания человека. Т.к. для человека добро-это хорошо, а зло-плохо. Но в Творце нет доброго или плохого. Более того, и добро и зло едины ( хотя, принимая это, не могу полностью осознать этого).
    То, что мир сотворен по желанию-выходит из текста Торы. Но смысл «желания» в этом контексте я еще пока не продумала.

  26. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Четверг, 24 Январь 2019, 00:42

    Прекрасно! Вы меня опредили. Хотел прийти к этому на след. занятии.

  27. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Ludmila Zenkina — Четверг, 24 Январь 2019, 00:33

    Я думаю, что верить, что мир сотворен по желанию, или, что желание — это желание добра, это верить в одно и тоже. Какое желание может быть, у того, кто ни в чем не нуждается — «поделиться» а чем может поделиться «абсолютное добро» , только добром

  28. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Среда, 23 Январь 2019, 22:58

    Очень интересно. Не берусь спорить. Попробую что-то предложить на след. уроке.

  29. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Svyatoslav Voldman — Среда, 23 Январь 2019, 17:16

    1. Рамбам не включил «Добро Рамхаля» в свою систему, т.к.(видимо) считал это следствием или «линейной» комбинацией своих 13 принципов.
    2. Позиция Рамбама мне ближе, т.к. считать, что мир сотворен вследствие, исключительно, добра- красивое, но все же упрощение:
    • g=9,81 м/сек2 добрее, чем 14,5 м/сек2?
    • 613 заповедей дать евреям добрее, чем грузинам?
    P.S.
    (а) Есть ли свидетельства того, что такого рода дилемма перед Рамбамом возникала?

  30. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Среда, 23 Январь 2019, 22:54

    Очень интересное замечание, но с ним нельзя согласиться так просто. Тема очень сложная. Попробую. Первое. У бесконечности есть свойство простоты. Об этом пищет Рамхаль, подчеркивая, что и желание должно быть одно, простое. Но… В бесконечности все сливается в одно. Противоположности существуют в цельном единстве. Об этом говорит раби Ашлаг во введении Талмуд Эсер Сефирот (учение о десяти сферах). Он приводит такое объяснение: если человек берет, чтобы сделать другому приятно, то он дает и в этом случае желание давать неотличимо от желания брать. Противоположности слились в одно целое, существуют в единстве и простоте. Извините, проще не получается.

  31. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Leonid Barba — Среда, 23 Январь 2019, 15:55

    Рамбам рассуждает о качествах Всевышнего используя отрицание у него каких-то качеств, а не их отождествление с ним.
    Кроме того, говоря о наличии у Всебышнего одного желания (делать добро), мы те самым ограничиваем его желания только одним, что противоречит его бесконечности.

  32. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Вторник, 22 Январь 2019, 23:39

    А как Вам кажется, почему Рамбам не включил обязанность верить в то, что у Всевышнего одно желание — добро — в принциы веры?

  33. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Юрий Тубольцев — Вторник, 22 Январь 2019, 22:21

    Мне ближе Рамхаль — всегда надо исходить из позитива.

  34. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Четверг, 24 Январь 2019, 00:40

    Мы как раз и говорили об этом на уроке: с точки зрения разума — Бог остается непостижим, хотя и возможно приближение к Его пониманию через отрицание. С точки зрения души — есть прямая связь с Ним. И Он да понятен. Душе, ну а через нее и человеку становится понятней.

  35. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Андрей Уваркин — Среда, 23 Январь 2019, 23:39

    К тому же, если все свойства Всевышнего — идеальный ноль по любой шкале апофатических датчиков, то Он выходит холодным имперсональным Абсолютом, навсегда ускользая от наших радаров. Что совсем не вяжется с Богом Торы, где с первых глав Он показан как Личность, которая ищет диалога с человеком. Поэтому где-то должно быть отклонение стрелки в плюс. Возможно наш мир — следствие подобного колебания. «Мир лишь луч от лика Друга» (с)

  36. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Четверг, 24 Январь 2019, 09:41

    Спасибо за активное участие. Рад собеседнику. Проблема с цитатами в том, что каждый раз говорится о чем-то конкретном. Если гворится «Бог на небесах», то это плохо — человек пришел к такому восприятию, или он ищет связь с Богом не там и человеку приходится напоминать, что он не там ищет.

  37. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Андрей Уваркин — Среда, 23 Январь 2019, 23:02

    перебирая в памяти цитаты о Его желании и благости, вот что пришло:)
    אלקינו בשמים כל אשר חפץ עשה
    טוב ה’ לכל (אשר חפץ ועשה

  38. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Среда, 23 Январь 2019, 22:35

    Очень интересно. Но не думаю, что во всем Рамбам опирается на рацио. Так он сам утверждает, что доказать сотворенность материи невозможно. То, что у Всевышнего есть желание, он говорит напрямую.Но вот не говорит, какое желание. Ну, казалось бы, скажи уже! Так нет. Если Вы говорите, что раскроется в конце, так в это он нас, фактически обязывает верить — в приход Машиаха. А сегодня… Могу ли я сказать, что у Него есть какое-либо желание, кроме добра? Думаю, что — нет. На занятиях постараюсь объяснить, в чем проблема утверждать, что Всевышний стремится только к добру. Да Вы ее, собственно, отметили. Мы того развернем тему. Есть то, что обязательно для веры, но ты не можешь человека обязать в это верить. Он должен прийти к этому сам. Спасибо за интересный пост.

  39. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Андрей Уваркин — Среда, 23 Январь 2019, 14:21

    Насколько я знаю, то что стало известным как принципы веры Рамбама, самим Маймонидом предлагалось знать, опираясь на чёткие доказательства. Возможно, рационалист Рамбам не смог доказать желание дать благо как цель творения, потому и не включил его в свои принципы. Да и невозможно это доказать, пока эта цель в полной мере не раскрылась. Поднимаясь к причинам причин своей мыслью, можно осознать, а при определенной интеллектуальной сноровке и доказать наличие Творца и факт творения мира из ничего. Но сама причина творения останется скрытой. И это — загадка, которую загадал нам Творец, и это место работы веры — несмотря на очевидные в ощущениях данные, настаивать на благости Всевышнего, и это наше участие в творении — раскрывать верой его благость. Так что мне ближе Рамхаль.

  40. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Четверг, 24 Январь 2019, 13:35
    Спасибо. Дело в том, что добро здесь не образ, а гораздо больше — сущностная характеристика Всевышнего, так как желание неотделимо от сущности (посмотрим Рамбама на уроке). Вопрос, конечно, что есть добро. И с этим так же придется разбираться.

  41. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Vyacheslav Rudenko — Среда, 23 Январь 2019, 19:34

    Я думал о подобной формулировке, но такой момент не дал её написать:
    Здесь мы образно говорим, что у Творца есть «желание». «Желание» какое? — одно. И всё в мире диктуется этим желанием. Значит, других желаний в мире как бы нет. Называя его «добром», мы даём ему понятное нам имя.
    Как недавно сказал один умный человек, «определение можно дать только через что-то известное». Через что же можно дать определение аспекта, который один, и нет других?
    Я пока склоняюсь к тому, что от Рамхаля здесь приведена более «прикладная», «легкая» формулировка, которая что-то оставляет, даже когда о ней не задумываешься (чувства?), а от Рамбама — может ничего не дать, если над ней не задуматься.

  42. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Р. Зеев Мешков — Вторник, 22 Январь 2019, 23:37

    Я бы сказал, что Рамбам молчит о том, о чем Рамхаль говорит.

  43. Re: Занятие 1 «Наш Бог – Кто Он? Принципы веры» | ТЕМА 1
    от Vyacheslav Rudenko — Вторник, 22 Январь 2019, 21:26

    Из двух предложений ближе
    2) Рамхаль: обязательно верить, что это желание – желание добра
    Однако, человек не может знать полностью, что такое добро в «понимании» Творца (и это похоже на п.1)Рамбам) — тут нет равенства, как сказано
    Йехезкель 28:2. …а ты человек, а не Б-г, и поставил сердце твоё наравне с сердцем Божьим!

    Восприятие добра зависит не от самого события, но от отношения человека к событию. То же самое событие, что сейчас кажется злом — может через время показаться добром. Как человек не знает будущего, так же он не знает, каким образом сегодняшнее «зло» превратится в завтрашнее «добро». Но он может в это «верить», как бы соединившись с источником, «где существует вопрос без ответа».
    Воспринимая же «добро» и «зло» как одно целое (через такие события) — то есть, как добро, человек становится ближе к осознанию единства.
    Но и Рамбам не упустил единство в 13 принципах:
    2. Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, единственный и нет единственности, подобной Ему ни в каком виде, и Он Один — наш Бог, Он был, есть и будет.
    Мне кажется, они оба говорят об одном и том же.

Обсуждение закрыто.