Занятие 21. Земля Израиля

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

  1. Спор Амораев земли Израиля и Бавеля об обязанности жить в земле Израиля.
  2. Раби Йоханан.Рав Йеуда и раби Зейра.
  3. Три «клятвы».
  4. Отношение к земле Израиля авторитетов Торы в последующих поколениях.
  5. Раши, Рамбам, Рамбан, Шулхан Арух, Гаон из Вильна, Раби Меир Симха из Двинска.
  6. Сатмарский ребе.
  7. Современные авторитеты.

* II.  Материалы к занятию 

«Царь Невухаднецар сделал золотое изображение высотою в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его в долине Дура, в стране Бавель». Для того, чтобы она не упала, Невухаднецар вылил в ее основание золото, которое он забрал из Йерушалаима. И это стало знаком на все времена: любая власть в мире с момента разрушения Храма держится на сыновьях Израиля, находящихся на чужбине – на их знаниях, на их способностях, на том благословении, которое лежит на них. Она была воздвигнута там, где когда-то возвышалась вавилонская башня. И не случайно: борьба Невухаднецара за вечное мировое господство была продолжением бунта всех народов против Всевышнего. Там же в этой долине несколько лет назад Невухаднецар велел убить сыновей Израиля. И недалеко от того места, где он растоптал их, он воздвиг золотую статую.

Она была скульптурным изображением самого Невухаднецара, который хотел, чтобы все народы, склонившись перед ней, дали клятву служить ему и его потомкам вечно. А тогда, по его мнению, Всевышний не сможет ничего сделать, так как Он не отменяет клятвы людей. «А кто не падет ниц и не поклонится, будет брошен в огненную раскаленную печь» — так повелел царь. Закон Торы не запрещал сыновьям Израиля кланяться или даже распростираться перед изображениями царей, особенно в тех случаях, когда речь идет об опасности для жизни. Но Ханания Мишаэль и Азария не знали, что им делать. Но они склонялись к тому, что им нельзя подчиниться приказу, так как своим действием они покажут, будто утратили надежду на возрождение Израиля и решили навсегда остаться в рабстве. Для того, чтобы не ошибиться, они обратились к Йехезкелю, чтобы тот спросил для них Всевышнего, как следует правильно поступить. Но Всевышний не ответил им, так как хотел, чтобы они сами приняли решение. Тогда Ханания Мишаэль и Азария решили, что если лягушки, посланные на Египет залезали даже в печи, чтобы возвеличить имя Всевышнего, то они, разумные существа, должны пожертвовать собой рради его славы. Когда же Ханания, Мишаэль и Азария, которым Невухаднецар дал имена Шадрах, Мейшах и Эвед Него, не стали кланяться, их привели к Невухаднецару. И тот сказал, что, если они откажутся исполнить приказ, то будут брошены в огненную печь. «Отвечали Шедрах, Мейшах и Эвед Него, и сказали царю: «… есть Бог, которому мы служим. Он сумеет спасти нас из раскаленной, горящей печи. И от рук, твоих, царь, он спасет нас. А если и не так, то да будет известно тебе, царь, что богам твоим мы не служим, и идолу, которого ты поставил, поклоняться не будем»… Тогда мужи эти были связаны… и брошены в раскаленную горящую печь… А эти три человека, Шедрах, Мейшах и Эвед Него упали связанными в огненную печь». Невухаднецар, подошедшей к краю печи, увидел, что в ней ходят четыре человека. Четвертый был похож на ангела. Это был Гавриэль, который пришел спасти Ханания Мишаэля и Азария из огня. Невухаднецар велел своим поданным выйти и подойти к нему. После этого он издал указ, запрещающий говорить что-либо дурное о Боге Шедрах, Мейшах и Эвед Него, и разослал письма всем народам, извещающие о чуде.

Все народы удивились, узнав о чуде Ханания Мишаэля и Азария и подумали, если у сыновей Израиля есть такой Бог, зачем они служили идолам «В час, когда Невухаднецар злодей бросил Ханания Мишаэля и Азария в огненную печь, сказал Всевышний Йехезкелю: «Иди, оживи мертвых в долине Дура». Когда мертвые поднялись, они пришли к дворцу Невухаднецара. «Спросил он: что это за люди? Сказали ему: друг вот этих людей (Ханания, Мишаэль и Азария) оживляет мертвых. Сказал тогда Невухаднецар: «Сколь велики знамения его и сколь удивительны чудеса его могущественные. Царство Его вечно и власть его во веки веков».

Желание Невухаднецара заставить сыновей Израиля признать, что его царство будет вечным, и они навсегда останутся его поданными, напоминает попытку Наполеон I превратить евреев, находившихся под его властью, в преданных граждан Франции. Поданные императора не выдержали испытания, так же как и их далекие предки, склонившиеся перед статуей Невухаднецара.

Наполеон объявил о созыве в Париже Собрания еврейских нотаблей. Его участников, раввинов и авторитетных светских лидеров, должно было назначить руководство общин. Руководство работой собрания Наполеон I возложил на специальных уполномоченных правительства, которым поручалось изложить делегатам планы императора относительно «исправления» евреев и их превращения в полноценных граждан страны.

Всего в Собрание еврейских нотаблей было избрано 111 человек. 26 июля 1806 г., открывая первое заседание, граф Л. М. Молэ сказал: «Его величество желает, чтобы вы были французами; принятие этого звания зависит от вас. Помните, что, оказавшись недостойными, вы сами откажетесь от него». Л. М. Молэ поставил на обсуждение делегатов 12 вопросов, предложенных императором. Среди них: 3) разрешены ли евреям браки с христианами? 4) являются ли французы-христиане в глазах французских евреев их братьями или чужаками? 5) какое отношение к французам-христианам предписывает еврейская религия? 6) считают ли евреи Францию своим отечеством, если они родились в этой стране? Обязаны ли они ее защищать и повиноваться всем ее законам?

Собрание еврейских нотаблей декларировало: «Французский еврей считает, что в Англии он находится среди чужаков, даже если это евреи… Подобное чувство настолько глубоко укоренилось, что во время последней войны французские евреи самоотверженно сражались с другими евреями — подданными стран, воевавших с Францией». Делегаты указали, что Тора запрещает евреям лишь браки с представителями семи народов Ханаана; поскольку французы-христиане не являются таковыми, брак с ними не равнозначен отказу от еврейства и рассматривается еврейским религиозным законодательством так же, как и гражданский брак между евреями.

18 сентября 1806 г. Л. М. Молэ сообщил Собранию еврейских нотаблей, что Наполеон I остался доволен ответами на предложенные им вопросы и постановил созвать в Париже Синедрион (Санхедрин) из 71 члена, призванный стать высшей религиозной инстанцией. Золотая статуя французского императора не покачнулась. Евреи были сурово наказаны всеми последующими войнами, сотрясшими Европу.

Раби Йоханан и Реш Лакиш

Особый интерес вызывает отношение к Земле Израиля мудрецов Торы, живших после разрушения Второго Храма. Раби Йегуда аНа-си, живший в конце второго, в начале третьего века был потомком Гилеля и возглавлял Сангед-рин. Ему удалось установить хорошие отношения с римской администрацией, что позволило ему впервые после восстания Бар Кох-бы упрочить позиции Сангедрина, возродить достоинство Торы, стать представителем всех евреев на территории Израиля. Это позволило завершить работу над Мишной – высказываниями мудрецов, которые позволяют определить закон для всех случаев жизни. После его смерти стало ясно, что никто не сможет сохранить его достижения. Созданная им система управления начнет распадаться. В этой ситуации один из его выдающихся учеников, по имени Рав, предпочел уйти в Персию (которую евреи «по старой привычке» называли Вавилон). Он возродил Тору в еврейских общинах, оставшихся в изгнании еще со времен Эзры (Гитин 6а). Однако раби Йоханан, который был сильнее его в познании Торы и галаха всегда устанавливается в соответствии с его мнением, остался в Земле Израиля для того, чтобы умножать Тору на Святой Земле. Он не стал заниматься возрождением Торы за пределами Земли Израиля. Рассказывают про его ближайшего ученика – Реш Лакиша, что однажды он плавал в Ярдэне (этот рассказ не отражает реально происходивших событииях, а является символическим описанием позиции, занимаемой Реш Лакишем). С восточного берега Ярдэна его позвал один из величайших мудрецов Торы Раба бар бар Хана, и предложил подать ему руку. Но Реш Лакиш отказался и сказал ему: «Клянусь, что я ненавижу вас». У Реш Лакиша были претензии к великим мудрецам Вавилона, руководителям народа, гаонам. Он не мог простить им того, что во времена Эзры их учителя не поднялись вместе с Эзрой, а они продолжают ту же линию – остаются в изгнании. Если бы тогда все мудрецы торы перебрались бы в Святую Землю, сыновья Израиля удостоились бы освобождения и весь ход истории был бы совершенно иным (Йома 9б). Из-за того, что мудрецы Торы остались в Вавилоне, прекратилось пророчество, а Храм не Достиг величия первого Храма. Старики, которые видели новую постройку, плакали, вспоминая тот Храм, который был разрушен. И дело не только во внешнем великолепии, скорее их слезы были вызваны тем, что ощущение Божественного Присутствия было во много раз слабее, чем то, которое было у людей, посещавших первый Храм (Эзра 3:12).

Вина тех, кто видел, но не понимал

Но не только те, кто остался в Вавилоне были виноваты. Хотя и в меньшей степени, были виноваты старики, решившие, что второй Храм – это печальное зрелище. О них сказано: «Кто пренебрегает малым днем?». И сегодня складывается похожая ситуация: многие мудрецы Торы смотрят на сегодняшние достижения народа, и говорят, что все это ничего не стоит. Они забывают из какого плачевного положения вытащил Всевышний сыновей Израиля.

Учить Творца, указывая Ему, что правильно, а что — нет

Так же и пророк Йешаяу обращается с тяжелым упреком к тем, кто глядя на процесс освобождение сыновей Израиля, заявляет: «Разве это геула (освобожде-ние)?». «Горе тому, кто спорит с Тем, Кто сотворил его» (45:9). Кто проявляет наглость, оспаривая действие руки Божественного Проведения? «Скажет ли глина горшечнику, что ему следует делать…» Б-гу, Который сотворил небо и землю, вы говорите, что Ему делать? «Я сотворил землю и человека на ней, руки мои развернули небеса , и приказал я обо всем множестве существуещего» (45:12). И тогда вы присутствовали, чтобы дать Б-гу совет, как все нужно сделать? Б-г сотворил небо и землю, и Он приводит спасение Израиля в мир. Кто осмеливается пренебрегать «малым днем», когда раскрывается план освобождения, который избрал Б-г?

Мудрецы Талмуда о «малом дне» и «малых людях»

Объясняя слова пророка: «Кто пренебрегает малым днем», мудрецы Талмуда сказали: «Зхарья хотел объяснить, что в будущем праведники не смогут разглядеть в происходящих событиях, руку Вс-вышнего, приближающего освобождение. Что привело к тому, что праведники обеднели (не столько в материальном плане, как в духовном)? Причина этого в том, что они оказались людьми маленькими, и не хватило им широты мышления» (Сота 48б). Мы как раз и живем в том будущем, о котором говорили мудрецы Талмуда. В каждом поколении есть праведники – люди приверженные Торе и ее заповедям, и злодеи – люди далекие от сохранения традиции. В наше время большое число людей, приверженных Торе сомневаются в том, что все происходящее с нами – ступени освобождения, по которым Б-г ведет сыновей Израиля. Поэтому и в Кнессете и в городских советах представители людей Торы выглядят очень бедно. И надо найти причину, и дать ответ: это все из-за «малости» — узости восприятия окружающей действительности. Раши утверждает, что причиной является «Малость, которая у них у всех – они не верят Вс-вышнему» (Раши, Сота 45б). Он говорит о праведниках, которые не верят, потому что не умеют широко смотреть на вещи. «Малость веры» — говорит Раши. Они не умеют увидеть руку Б-га в событиях, которые происходят в их поколении. Праведники должны быть великими, великими в своей вере. Следует им погрузиться в изучение книги Орот (труд Рав Авраам Ицхак Кука).

* III.  Запись занятия 

* III.  Вопросы к занятию 

  1. Когда возник спор о том, есть ли обязанность проживать в земле Израиля?
  2. В чем смысл заповеди проживания в земле Израиля? В чем он был для раби Йоханана (можно ли это понять из агадот, которые рассказывают о нем?)
  3. Рав Йеуда (3й век) считал, что из Бавеля запрещено переселяться в землю Израиля. Приняли ли его ученики его мнение?
  4. Сказано о Реш Лакише, что однажды он плавал в Ярдэне (этот рассказ не отражает реально происходивших событииях, а является символическим описанием позиции, занимаемой Реш Лакишем). С восточного берега Ярдэна его позвал один из величайших мудрецов Торы Раба бар бар Хана, и предложил подать ему руку. Но Реш Лакиш отказался и сказал ему: «Клянусь, что я ненавижу вас». У Реш Лакиша были претензии к великим мудрецам Вавилона, руководителям народа, гаонам. Он не мог простить им того, что во времена Эзры их учителя не поднялись вместе с Эзрой, а они продолжают ту же линию – остаются в изгнании. Если бы тогда все мудрецы торы перебрались бы в Святую Землю, сыновья Израиля удостоились бы освобождения и весь ход истории был бы совершенно иным (Йома 9б). Из-за того, что мудрецы Торы остались в Вавилоне, прекратилось пророчество, а Храм не Достиг величия первого Храма. Старики, которые видели новую постройку, плакали, вспоминая тот Храм, который был разрушен. И дело не только во внешнем великолепии, скорее их слезы были вызваны тем, что ощущение Божественного Присутствия было во много раз слабее, чем то, которое было у людей, посещавших первый Храм (Эзра 3:12).
  5. Как бы сегодня отреагировал Реш Лакиш на то, что мудрецы Торы живут за пределами земли Израиля?

Песнь песней

  1. 2:(7) Заклинаю я вас, дочери Йерушалаима, газелями или ланями полевыми: не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она.
  2. 3:(5) Заклинаю я вас, дочери Йерушалаима газелями или полевыми ланями – не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она.
  3. 5:(8) Заклинаю я вас, дочери Йерушалаима: если вы встретите друга моего, что скажете вы ему? – что я больна любовью!

Не подниматься стеной. Не бунтовать против народов. Чтобы народы не превышали меру. (Ктубот, 111а).

  1. Как мудрецы Торы отнеслись к декларации Бальфура?
  2. Что сказал раби Меир Симха из Двинска, когда она была опубликована?
  3. Почему мнение раби Моше Файнштейна о том, что проживание в земле Израиля является позитивным действием, но не заповедью, не проходит?

* V.  Ответить на вопросы 

Занятие 21. Земля Израиля: 9 комментариев

  1. 1. Спор возник со времен Амораев , 3 век.
    2.Жить всем сыновьям в Земле Израиля вместе, всех собрать и сплотить, вернуть вмех к исполнению заповедей, и тогда пидет Машиах, Р. Йоханан считал, что земля Израэля помогает особому изучению мудрости Торы.Что освобождение и вощвращение сынов Израиля как поток бурных вод, это геула, спасение и будущее!
    3.Его ученики, такие как Раби Зэйра, раби Аси, раби бар Завид и много других вернулись в землю Израиля и стали учениками раби Йоханана.
    4,5.Лакиш сегодня наверно отреагировал также или еще более, аедь сегодня есть государство Израиль и они без препятствий не то что могут , а должы вернуться!

    1,2.Раби Меир Симха из Двинска, сказал, что » ушел страх от 3 клятв.» Дикларация было опубликована была 1917году и была принята многими мудрецами.

  2. Спор между мудрецами о проживании в земле Израиля начался со времен амораев. Как мне кажется, это происходило от отчаяния и неверия в то, что земля Израиля, после разрушения Второго храма, все также важна. Вероятно, тоже неверие и присутствует и сейчас у многих религиозных людей. Я думаю, во времена Рава и Шмуэля эти два мудреца опасаясь приследований,, занимались распространением Торы среди населения Бавеля. Они опасались, что устная традиция, без которой трудно изучать письменную Тору, может прекратиться. Но уже во времена рабби Йегуда это противостояния между школой Бавеля и Израэля становится особенно напряженным. Его запрет покидать Бавель, то место, где более благоприятные условия для изучения Торы, в наше время принимается некоторыми религиозными авторитетами. Другого мнения был рав Йоханан. Он считал, что земля Израэля помогает особому изучению Торы. ( Я на себе это испытала)) Я так понимаю, вопрос об отношении Рэш Лакиша звучит риторически. Если уж он был готов бороться против римлян, когда не было никаких шансов, как бы он удивился тому, что в современных условиях, когда Израиль независим, есть те, которые находят причины оставаться за его пределами. Декларация Бальфура была принята многими мудрецами как отменой запрета подниматься стеной на народы миры, в том числе и раби Меир Симха из Двинска. «Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудется моя правая рука»

    • Большое спасибо за ответ. Очень обстоятельный, чувствуется усвоенный и проработанный материал. А главное — личное отношение, Ваши собственные соображения и переживания. Я с Вами согласен в том, что живое чувство, чувствительность человека, его способность чувствовать в окружающем мире духовность, определяет все. Она же дает возможность почувствовать и святость земли Израиля. Все постановления о том, что нельзя подниматься стеной или даже поодному до тех или иных пор, вытекают сначала, как Вы сказали, из желания приблизить всех сыновей Израиля к Торе. Но потом, с течением времени, проживания в странах рассеяния становится удобным и даже приятным. И рождаются теории совершенно не основанные на галахе, обязывающей человека жить в святой земле. «До прихода машиаха» нельзя вроде бы приезжать всем или по одиночке. Разрушительное действие этих нововведений ужасающее. Интересно, что от возвращения каждого зависит не только духовное развитие человека, но и благополучие во всем мире и его исправление.
      В книге «Шней лухот а-брит» («Две скрижали завета», арав Йешаяу аЛеви Горвиц, величайший галахический авторитет и кабалист) этот принцип разъясняется через высказывание Гемары (Псахим 86,2): «Все, что скажет тебе хозяин, — делай, как он сказал (этого требуют правила поведения), только одно его повеление ты не должен выполнять: «Уходи отсюда». Шней лухот а-Брит (в 1622 году пришел пешком из Праги в Землю Израиля) видит в этом высказывании намек на те законы, которые определяют обязанности человека по отношению ко Всевышнему. Хозяин — это Всевышний, владеющий всем миром. Гость — человек.
      Запрет выходить из дома, даже когда хозяин прогоняет тебя, имеет в виду, что даже услышав пророческое повеление «Уходи, так как нет прощения за твои грехи», нельзя верить этому и нельзя прекращать усилия раскаяться и приблизиться к Творцу всем сердцем. И тогда пробудится Его милость. Отсутствие четкого представления о том, насколько важно овладение землей Израиля и проживание в ней, чтобы Божественное присутствие распространилось во всем мире, приводит к ошибочным решениям и на политическом уровне.
      Отдельного вопроса требует рассмотрение служба в армии, что является привелегиейскорее, чем обязанностью. От этого зависит и проживание в земле Израиля миллионов, и изучение Торы и духовное развитие.

  3. Спасибо за ответ. Подробный, и, как понимаю, от души. Хотелось бы уточнить несколько моментов. 1) Нет мнения, что заповедь жить в Израиле не из Торы, а от мудрецов. Есть мнение (ошибочное), что она не действует в наше время. То, что Рамбам не включил в 613 заповедей, не дает основания говорить, что нет такой заповеди в Торе, так как 613 заповедей — это лишь основа, из них вытекает множество других заповедей, также являющимися непосредственными заповедями Торы. Они ни чуть не меньше весят, чем те, которые вошли в ствол, в основную часть дерева. Также и десять заповедей, являясь основой, не являются полным списком всех заповедей Торы
    2) Продолжение: заповедь жить в земле Израиля предполагает защиту живущих в ней. Поэтому и заповедь службы в армии является заповедью Торы. Плюс — обязанность завоевания и защиты границ. Нет никаких оснований утверждать, что человек, изучающий Тору свободен от службы в армии. Нет и такой галахи. Это существенный момент. Уклонение от службы в армии здоровых молодых людей это нарушение заповеди «не стой на крови ближнего» и осквернение имени.
    3) Насчет более строгого отношения Небес к проживающему в земле Израиля, гемара утверждает противное: «Тот, кто живет в земле Израиля, у него нет греха» (Ктубот 110). «Освящение Имени превышает осквернение Имени» (Кидушин, Йерушалми). Эта неоправданная посылка часто используется как аргумент (совершенно ложный), что человеку несоблюдающему или нелостаточно соблюдающему (а достаточно не бывает никогда) не следует джить в Израиле. Кроме того, тот, кто ест свинину за пределами земли Израиля (упаси Бог) или в Земле Израиля — преступление одно и тоже, а осквернение Имени вне земли Израиля еще больше. Так что посылка о большей ответственности ни откуда не вытекает. Другое дело, что в земле Израиля есть общая ответственность друг за друга и, если преступление не было остановлено, ответственность лоюится на всех. Нет галахического основания требовать (или советовать) от человека, чтобы он оставил землю Израиля, если он не соблюдает, или отговаривать подниматься в землю Израиля, еслти он не соблюдает. Так что мнение о большей ответственности совершенно не обосновано «Все поднимают в землю Израиля» говорит мишна в Ктубот, имея в виду, что всех домашних, всех людей.
    Еще раз спасибо за ответы.

  4. Придерживаюсь ответа ув.рав Бенциона Зильберга…
    .Жить в Эрец-Исраэль – это мицва.

    Есть спор, мицва из Торы (таково, например, мнение Рамбана) или не из Торы (мнение Рамбама и некоторых других мудрецов, которые не включают это в число 613 мицвот), но определённо, это угодно перед Б-гом.

    Земля Израиля – святое место, тут больше возможностей для духовного роста. Когда еврей живёт здесь, выполняя заповеди Торы, он может подняться гораздо выше, чем в любой другой точке земного шара. С другой стороны, на нарушение заповедей Торы в Земле Израиля смотрят на небесах значительно более строго, чем в других местах.

    В залах дворца следят за чистотой намного строже, чем во дворе или коридорах……
    От себя дополню….Мнения мудрецов расходяться…по тем или иным причинам….Все что повелел Всевышний заповедь!…👑

    • Спасибо за ответы. Мой ответ выше.

  5. Спор есть ли обязанность жить в Святой земле возник во времена Амораев (3 век) и продолжается до сих пор. Рав Йегуда основатель ешивы в Вавилон запретил уходить евреям из Бабеля, основываясь на своём толкование слов пророка и царя Шломо, однако его же ученики, такие какРаби Зэйра, раби Аси, раби бар Завид вернулись в землю Израиля и стали учениками раби Йоханана, про красоту которого мы писали и в прошлый раз. На Земле Израиля и только на ней чувствуется Божественное присутствие, кот помогает и при изучении Торы и, и меняться к лучшему, как например лоб ученика раби Йоханана , когда он ел плоды святой Земли становился гладким, что на нем плдскальзывалась муха, то есть ни одно дурное желание не имело шансов.
    С принятием декларации Бальфура, как сказал, раби Меир Симха из Двинска, пошёл страх перед тремя клятвами, потому что это было записано в Талмуд. Но, к сожалению, не все евреи спешат вернуться на свою Землю, что, наверное, очень бы удивило и огорчило Реш Лакиш. Все согласны, что хорошо жить на святой Земле, но не все считают, что это заповедь, хотя это не согласуется с тет, что все, что повелел Всевышний в Торе — заповедь!

    • Спасибо за ответ. Единственное, что можно добавить — раби Аба бар Завид. Читая такие ответы, понимаешь, что работа не пропадает даром. А это очень важно. Когда человек видит многие пласты и, в том числе — исторический, он начинает преставлять себе полную картину, понимать проблематику. И возникает надежда, что хотя бы немного мы сможем сдвинуть общество в сторону разумности и духовности.

Обсуждение закрыто.