Занятие 22. Эпоха Гаонов

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

  1. Сведения из общей истории.
  2. Течения, которые ушли от иудаизма: Цадокеи, Караимы.
  3. Что является критерием истинности того или иного течения в древнее время, в средние века и в наши дни?

* II.  Запись занятия 

* III.  Материалы к занятию 

Саадия Гаон 882 – 942 (Багдад)

  1.  ה’ נצחי ואין לו ראשית — נצחיות האל.Всевышний вечен нет у Него начала (во времени).
  2. ה’ כולל את הדברים, וקיומם ומעמדם תלוי בו — החזקת היקום ואחזקתו. Всевышний включает в себя все сущности и их существование зависит от Него.
  3. ה’ בורא המציאות ומוציאה אל היש — ה’ בורא העולם יש מאין.Творящий есть из ничего.
  4. יאמין שהוא אלוהים והוא חייב להישמע לו, כלומר שיעשה מה שציווה יהיה שכלי או שמעי — ה’ הוא המחוקק של עם ישראל. Всевышний – Бог и судья, следует слушать Его, повиноваться, когда понимаешь и когда не понимаешь. Он — законодатель.
  5. יקבל ברצון כל מה שיבוא עליו ואל יהרהר אחר הנהגתו בשום דבר — ביטחון בה’.Человек должен принимать с желанием все, что случается, и не следует быть недовольным управлением мира, а быть уверенным во Всевышнем.
  6. חובה על המאמין לשעבד עצמו לכל מה שציווה ה’ עליו על ידי שליחו — קבלת עול מצוות. Обязанность человека подчиняться всему, что Всевышний приказал ему, принимая на себя «ярмо заповедей».
  7. ה’ מקור הישועה. חובה שיאמין שה’ יושיע את עמו וימלטם מן השיעבוד הזה שהם בו ויקיים להם בריתו לימות המשיח — אמונה בגאולה עתידה. Всевышний — источник спасения. Обязанность верить в то, что Всевышний спасет свой народ. И осуществит Свой союз в дни Машиаха.
  8. שיאמין שה’ ימנע מהם מלחמות העמים הבאים עם גוג ועם דורשי רעתם — הימלטות מחבלי משיח. Всевышний поможет избежать войн и мук, которые будут в мире с приходом Машиаха.
  9. ה’ יגמול לצדיקים הגמול התמידי לעולם הבא שאינו כלה — אמונה בגמול לצדיקים.Праведники получат награду.
  10. שיאמין שה’ מעניש עונש חמור למי שכופר ומורד בו — אמונה בעונש לרשעים. Всевышний сурово наказывает всех, кто отрицает Его, или бунтует против него.

* IV.  Вопросы к занятию 

Какие из этих принципов, по Вашему мнению, могли быть направлены против караимов?

* V.  Ответить на вопросы 

Занятие 22. Эпоха Гаонов: 12 комментариев

  1. Пункты 4 и 6.Большое спасибо за лекцию.Про женщин , очень понравилась фраза, что развитие общества определяется, отношением к женщине, просто БЛЕСТЯЩЕ сказано( без феминизма конечно 😊) .

  2. Никак не принимает мои ответы этот аппарат

  3. Другими словами….караимы не признавали Устную Тору..создав свою религию,трактовали по своему…»бунт»против Бога….

  4. Пункт…4…6….Караимы были свободо любивыми -поэтому немогли принять законы Всевышнего,Устую Тору….

  5. Какие из этих принципов, по Вашему мнению, могли быть направлены против караимов?
    Если говорить о тех временах,когда их последователь Анан бен Давид взялся выводить практические законы из прямого текста Торы, игнорируя Устную традицию, то пункт 4-й יאמין שהוא אלוהים והוא חייב להישמע לו, כלומר שיעשה מה שציווה יהיה שכלי או שמעי — ה’ הוא המחוקק של עם ישראל. Всевышний – Бог и судья, следует слушать Его, повиноваться, когда понимаешь и когда не понимаешь. Он — законодатель, а также пункт 6-й חובה על המאמין לשעבד עצמו לכל מה שציווה ה’ עליו על ידי שליחו — קבלת עול מצוות. Обязанность человека подчиняться всему, что Всевышний приказал ему, принимая на себя «ярмо заповедей». Но поскольку караимы в последующем объявили, что у них нет ничего общего с еврейским народом, то против них явно применимы и пункты 7,8,10, а возможно и все.
    Мне кажется,что синдром караимства, а именно- подрыв авторитета мудрецов — это игнорировать традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение, от учителя ученику и по собственному усмотрению устанавливать другие правила объяснения Торы, вывода законов из текста святого Писания, этот синдром актуален и сегодня. Поэтому следует помнить об этом.

    • Очень интересно. Я не думал о развитии течения караимов. Мне кажется, что Вы правы. И в самих словах Саадия Гаона просматриваются разные времена.

  6. Какие из этих принципов, по Вашему мнению, могли быть направлены против караимов?
    Думаю,что пункты 4 и 6.Караимы не приняли Б-жественность Устной Торы,восходящей к Моше и Дарованию Всей Торы на Синае.

  7. Уже даны правильные ответы, только хотела добавить, что получается, что караимы сделали то, что мы говорили на предыдущих занятиях делать нельзя, то есть не учитывая устную традицию, комментировать Тору, по-своему разкмению, что привело к тому, что они подчинялись не заповедям Всевышнего, а своим собственным.
    Также хотела сказать, что не знала о этой попытке восстановления Храма в 4 веке, и о землетрясении, нарушившим планы. Это с одной стороны «страшно», а с другой стороны см. пункт 5 принципов Саадия Гаона

  8. Спасибо. Мне еще видится 4.

  9. Поскольку караимы исходили из положения о свободе воли, против них, мне кажется, направлены следующие высказывания:

    Всевышний – Бог и судья, следует слушать Его, повиноваться, когда понимаешь и когда не понимаешь. Он — законодатель.

    Человек должен принимать с желанием все, что случается, и не следует быть недовольным управлением мира, а быть уверенным во Всевышнем.

    Всевышний сурово наказывает всех, кто отрицает Его, или бунтует против него.

    • Спасибо за ответ. Тут нет очевидного ответа. Мне представляется, что 4 ( Вы указали) и 6 наиболее явно направлены против караимов.

  10. Возможно, этот: Всевышний – Бог и судья, следует слушать Его, повиноваться, когда понимаешь и когда не понимаешь. Он — законодатель.
    Очень соотносится с нашей недельной главой Шлах. Иногда человек не понимает материальные логические человеческие выводы, но тогда очень важно доверять Ашем и верить, что Он сделает только лучшее для Его созданий

Обсуждение закрыто.