Занятие 23. Европа, Испания, новое время

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

  1. (Европа) Раши, Тосафот.
  2. (Испания): Йеуда аЛеви, Рамбам, Рамбан.
  3. (Новое время) Изгнание из Испании, Йосеф Каро (шулхан Арух), Аризаль, Шабатай Цви.
  4. Гаон из Вильна, хасидизм,  воложинская йешива, рав Кук.
  5. Тема земли Израиля остается основной.

* II.  Запись занятия 

* III.  Материалы к занятию 

Мы говорили о Раши, его времени и значении его трудов. Но невозможно не остановиться хотя бы на нескольких примерах из его комментариев.

(Берешит, 15:5) «И вывел его наружу, и сказал: «Взгляни-ка на небеса и сосчитай звезды. Можешь ли сосчитать их?» И сказал ему: «Таково будет потомство твое»

Раши:

«По простому смыслу вывел его из шатра посмотреть на звезды. А по мидрашу- сказал ему: «выйди из гороскопа твоего». Ибо ты видел, что у Аврама не будет в будущем сына, но у Авраама будет сын. Также и Сарай не может родить, но Сара родит. Я дам вам другие имена и изменится судьба. Другой комментарий: поднял выше небес и дал взглянуть ему сверху. На это указывает глагол «абет».

Согласно агаде (Шабат, 156б), Авраам находился под влиянием живших в Ур Касдим халдеев, умевших предсказавших по звездам судьбы людей и мировые события. И, анализируя свой гороскоп, он пришел к выводу, что у него никогда не родится сын. И тогда Всевышний изменил его имя. Несколько по-другому: дал ему возможность посмотреть на мир другими глазами и увидеть, что все можно изменить.

* IV.  Вопросы к занятию 

1) почему Раши не остановился на простом смысле: «вывел из шатра, чтобы посмотрел на звезды»?

2) Раши все взял из Мидраш Раба (44:14). Почему он пропустил Агаду из Талмуда и не основывался на ней: «Так сказал Рав: «Так сказал Авраам: «Господин мира! Слуга мой будет наследником моим». Сказал ему (Всевышний): «Нет, не слуга, а тот, кто произойдет от тебя». Сказал Ему (Авраам): «Вот я посмотрел на свой гороскоп – и вот не таков я, чтобы родить сына». Сказал ему (Всевышний): «Выйди за пределы своего гороскопа, так как действие созвездий не распространяется на сыновей Израиля. Планета Цедек (Юпитер) должна появиться на западе, а Я верну ее и поставлю на востоке» (Шабат 156а).

3) Почему Раши счел необходимым написать про имена и их изменение? (Содержится в мидраш раба в другом месте (44:10)?

4) Что важного, по Вашему мнению, осталось не отмеченным Раши. На что Вы обратили внимание, что хотели узнать, что Вы хотели пояснить.

* V.  Ответить на вопросы 

Занятие 23. Европа, Испания, новое время: 5 комментариев

  1. Раши не удовлетворят только пшат, у него другие глубокие уровни ., ведь Тора имеет 70 лиц и более.
    Раши писал про имена и их изменения потому, что в этом таится решение, понимание и глубокий смысл пророчества на последние времена, буквы это строительные камни с подсказками, что бы народ знал и и умел этим пользоваться.

  2. 3.в духовной иерархии имена находятся выше звезд, имена восходят к 10 речениям. которым Святой благословен Он творил реальность, так же Адам Ришон давал имена созданиям. звёзды же — высшая сфера материального мира. так что созвездия находятся под влиянием имён, а не наоборот. здесь же речь идёт о выводе человека (Аврама) из клетки детерменизма, и создании из него народа «что среди народов не числится», чтобы иметь посольство Трансцендентного в материальном, чем и должен стать по замыслу еврейский народ, чтобы могли через него народы иметь связь с Бесконечностью. перемена местами созвездий такого эффекта бы не дала. это и хочет подчеркнуть Раши, насколько я понимаю

  3. Спасибо. Теперь уже разберем на занятиях. Вопросы очень трудные. Цель была — подумать, дать исчерпывающий ответ здесь очень трудно (не знаю, есть ли у меня)

  4. 1. потому что, как и всегда, в Торе множество смыслов. Вероятно, Раши не удовлетворило объяснение по пшату
    2. не знаю ответа
    3.это символично. к имена Аврама прибавилась хей от имени Всевышнего, а Сарай утеряла йут, чтобы открыть возможность для рождения
    Я читала очень сложный комментарий по книге Зоар. Там приводится отрывок из Псалмов:
    открой мне врата праведности (Псалом 118: 19). И это сравнивается с тем, как говорится в главе Вайера о благой вести Аврааму, что у него родиться сын, что » вывел его из шатра»-это взглянуть за Завесу в святая святых,т.е приоткрыть ему такую мудрость, которая не известна остальным. Не знаю, правильно ли я это поняла

    • Раши не удовлетворят только пшат, у него другие глубокие уровни ., ведь Тора имеет 70 лиц и более.
      Раши писал про имена и их изменения потому, что в этом таится решение, понимание и глубокий смысл пророчества на последние времена, буквы это строительные камни с подсказками, что бы народ знал и и умел этим пользоваться.

Обсуждение закрыто.