Занятие 27. Семь заповедей сыновей Ноаха

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Стремление к всеобщему благу. Но как его понимать? Если человеку дать все материальные блага, будет ли он удовлетворен? Материальная обеспеченность не решает всех проблем 1) зависти, ревности, стремления к накопительству и власти. Люди до потопа: полное изобилие, но возникает проблема грабежа, убийства, присвоения чужих жен. 2) Кроме того, если посмотреть на Каина и Эвеля: есть конкуренция за близость ко Всевышнему.
Какой путь исправления предлагает Тора?
Семь заповедей Ноаха.
1) Запрет идолопоклонства 2) запрет осквернения имени Всевышнего 3) запрет убийства 4) прелюбодеяния 5) воровства 6) запрет куска от живого 7) заповедь установить справедливый суд, возложенная на правителя.
Но как сделать так, чтобы эти запреты не нарушались никогда?
Ясно, что здесь требуется поиск пути.
Заранее тупиковые ветви:
Христианство.
Маркс
Фрейд.
Заповедь «не желай». Что она предполагает.

* II.  Запись занятия 

По тех. причинам запись этого занятия отсутствует. Сожалеем и приносим извинения.

* III. Дополнительные материалы 

Относительно заперта идолопоклонства для Бней Ноах. Этот запрет не определен четко. Предлагаю, исходя из общей логики следующие правила:

1) Запрет распространяется на убеждения: нельзя верить, что кроме Всевышнего есть еще сила, обладающая хоть какой-то самостоятельностью.

2) Представление о том, что может быть такая сила называется «совмещение» (шитафут). Предлагаю считать его недопустимым, равным идолопоклонству. Иначе не будет разницы между идолопоклонством и верой в Единого Бога, так как у всех верований найдется «старший» или даже «творец». Все религии строятся на идее посредника или посредников.

3) Запрещены обычаи идолопоклонников: носить одежды с символами веры, креститься или делать другие знаки, совершаемые идолопоклонниками в момент молитвы или утверждения своей веры. молиться с высокоподнятыми руками, становиться на колени или распростираться во время молитвы. Не следует принять участия в религиозных обрядах идолопоклонников. Не следует устанавливать в доме изображения идолов. Не следует изготовлять предметы поклонения для других.

4) Не следует обращаться за медицинской помощью в плане альтернативной медицины к представителям религий, которые молятся богам, воскуряют в честь них или совершают другие ритуальные действия. В случае, когда речь идет о спасении жизни, для Бней Ноах это допустимо.

5) Не следует заходить ни в церкви, ни в мечети. Это ограничение является рекомендацией и для исполнения цели освящения имени Всевышнего могут быть отодвинуты на один или несколько раз. При этом в церкви не следует снимать головной убор и совершать любые действия, связанные с обрядами, которые Вам захотят навязать. Говорить следует четко с позиций Торы.

6) Диспут с мусульманами невозможен. Диспут с христианами крайне нежелателен. Если же от тебя требуется разъяснить позиции истинной веры в общем, или в конкретном вопросе – обязанность грамотно и обосновано изложить тему.

7) Семья для Бней Ноах. Если один из супругов не придерживается веры в единого Бога (скорее всего он исповедует христианство), это само по себе не является причиной для развода. Нужно постараться изменить его убеждения. Помочь пройти супругу (супруге) тот путь, который ты прошел сам.

* IV.  Ответить на вопросы 

Какие пункты вызывают возражения 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)

Ваши замечания, дополнения…

Полезность урока в пятибалльной системе 1 2 3 4 5

Занятие 27. Семь заповедей сыновей Ноаха: 14 комментариев

  1. рав Зеев, спасибо за ответ. Я не «вольный художник», просто пытаюсь «примерять» идеи рава Кука из Орот Тшува 🙂 Они мне очень близки. Иначе я не вижу выхода в этом мире. А что бы Вы предложили? Если ни с кем не говорить, или только с теми, кто дружествен мне, я буду как в галуте. Про мусульман, я и не говорю конкретно Вам, и может даже не Ваших соседей-мусульман. Я специально сказала о наших экс-республиках. Но как же распостранять свет Торы тогда? Сразу хочу оговориться, что я здесь не говорю о конкретных или политических шагах. Но саму идею отвергать нельзя. Остальные соображения я бы не хотела публиковать здесь. А про запреты: я просто хотела заметить, что запрет тогда действеннен, когда ты выполняешь что-то с желанием и осознанно. Мы с Вами просто подходим с двух концов к одному и тому же действию.

    • Пункт 5 .Считаю что мусульмане и евреи могут вместе молиться в мечете или синагоге.Ведь мы монотеисты.У нас Ашем один и нет другого! Мы дети Авраама, братья по папе.Полезность урока 5.

  2. Относительно Йоги полностью с Вами согласен. Еще раз хочу подчеркнуть, что нужно быть осторожным с медитативной практикой. Относительно полемики с христианами — всегда по принципу: насильно мил не будешь. Есть вопрос — должен быть ответ.

  3. Смотрите, я несколько теряюсь. Так как я представлял себе, что Вам важно построить свою связь с теми, кто является носителями традиции, передаваемой от горы Синай, так как понять Всевышнего можно только из того, что Он сказал сам о Себе. Нужно было бы понять и историю еврейского народа, и историю становления государства, так как в отрыве от всего этого теряется смысл Торы. Нужно было бы также осознать, что, если сегодня в мире есть истинные знания о Боге, которые многие и многие люди ищут, то это лишь потому, что сотни тысяч евреев, если не миллионы, заплатили своей жизнью и мучениями для того, чтобы донести эти знания до наших дней. Кроме того, как мне представлялось, каждый в той или иной степени берет на себя ответственность за то, что происходит в мире, и пытается понять, что может привести, прежде всего к исправлению ситуации, сложившейся на настоящий момент в мире. Из понимания могут произрасти действия, или нет, но само по себе понимание очень ценно. Рано или поздно оно повлияет на нас, на окружающих, на мир. Относительно правил. Тут никто ничего не может навязать. И человек живущий сам посебе — ему не нужны никакие правила. Сегодня так- завтра так. Но если речь идет о создании того или иного общества (а я понимал что речь идет именно об этом,что Вы к этому стремитесь — не я) то здесь невозможно без правил. Элементарных ограничений. Почему они должны быть оскорбительны — не понимаю. Они настолько элементарны и понятны… Другое дело, если Вы вольный художник и Ваше цель в жизни — свободный полет. Это пожалуйста. Как свободная любовь. Вполне легитимно. Но тогда невозможно построить ни с кем никаких настоящих связей, если ты не берешь на себя никаких обязательств. Так что я не понимаю, как можно стремиться постичь что-то духовное и не брать на себя ну никаких обязательств. Только как вольный художник в свободном полете. Насчет произведений искусства, предметов и так далее. Я Вас не могу ни к чему обязать. А главное — не хочу. Как мне относиться ко всему этому — не знаю. Убеждать кого-то или развлекать — у меня нет такой обязанности. Если есть вопрос, как построить человеку жизнь, тут есть четкие рекомендации. Одна из них — не заходить в церковь. Насчет мусульман: если бы мусульманин, не дай Бог, напал на Вас, на Ваших близких, соседей, я бы переживал. В километре от моего дома был убит во имя мусульманской веры вчера замечательный мальчик накануне 18 лет дня рождения. Его нашли с книгами, которые он купил для друзей, и он прижимал их к себе. Я бы не стал разговаривать с мусульманами, если бы кто-то из них во имя своей веры напал на Вас. Христиане сегодня, слава Богу, этого не делают.

  4. я понимаю почему Вы описываете все эти запреты. Они важны для того, чобы «очертить круг», дать определение, предостеречь. Но для меня, как может и для некоторых других, так не всегда работает. Мне нужно понять, поверить, и тогда запреты не нужны и даже будут в какой-то мере оскорбительны.
    По поводу Ваших занятий. Я думаю, Вы должны нас учить тому, во что Вы сами верите, не смотря на наше согласие или несогласие. Вы-учитель, а мы учимся. Спасибо за уроки.

  5. Рав Зеев, мне кажется, Вы не совсем так поняли. Ни у кого иконы на стенах не висят, конечно. Есть какие-то семейные реликвии. Птом издеваться над чьими-то религиозными символами, выбрасывая из на помойку, может не всегда хорошо. Вдруг тоже кто-то увидет? И выглядеть это будет как в 17м году. Насчет мусульман я также не согласна. Там большое колличество неграмотных и несчастных людей ставших заложниками обстоятельств, как, например, в наших бывших республиках. Нельхя ни на какого человека ставить клеймо. Иначе как мы можем говорить о тшуве?

  6. Ваши беседы очень полезны.5 Спасибо Вам.
    4.Считаю,что йога как альтернативная медицина,созданная на тысячелетнем опыте изучения человеческого тела,может использоваться без связи с идолопоклонством(которой нет.Использую более 50 лет).Ответ на одно замечание во время беседы.
    6.Диспуты с христианами по их инициативе могут быть для них полезны,как неоднократно было в нашей Истории.Достаточно вспомнить Реформацию и Протестантизм.Главный источник развития Христианства-через связь с Иудаизмом.

  7. Для меня Ваши уроки,рав Зеев,очень полезны (5).
    По пунктам 3, 5 и 6 есть вопросы.
    6) Почему диспут с мусульманами невозможен,по причине опасности или бесполезности?
    5)А если рассматривать церковь как культурный объект?
    3) Что делать с символами веры уже находящимися в твоем доме и которые когда-то были тебе очень дороги?

    • По пункту 3) Все это очень индивидуально. Общая проблемма заключается в том, что мы думаем только о себе. А есть еще семья, дети, ближайшее окружение, общество. Человек может сказать: у меня есть мой внутренний мир. В христианство я не верю, но иконы мне дороги как произведения искусства, и со стен убирать их не буду. Проблемма с детьми и окружающими: они входят к тебе в дом и видят на стенах иконы, и не верят тебе. Думаю, что и Вы не очень цульны сами с собой. Предлагаю такой выход: повесить на стену и сделать табличку: художник такой-то, такой-то год, название такое-то. Думаю, что с крестами, конечно, проблемма. Если они нравятся Вам как изделия, уберите в ящики и храните.
      5) Для еврея церковь запрещена галахой. Для Бней Ноах — постарался описать выше: заходить не желательно, особенно во время службы. Если решили все же зайти, иметь на себе маген Давид, не покрывать голову (для женщины, для мужчины наоборот), не креститься, упаси Бог.
      6) Может быть мусульмане на пост-советском пространстве несколько отличаются, не знаю. В общем могу сказть след.: к людям, которые считают тебя низшей рассой, верят пророку-убийце, лишены моральных устоев, не стоит приближаться. Если спрашивают, можно ответить, если уверен в том, что говоришь и можешь изложить четко.

  8. Поддерживаю все пункты…Полезность урока 5…Благодарю за урок рав Зеев!..

  9. Все пункты в целом поддерживаю.
    Полезность урока-5

Обсуждение закрыто.