Занятие 7. Развитие человеческой мысли в поисках истины

*  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Основы, заложенные праотцами. Моральные принципы в Торе.
Невозможность выработать моральные нормы

Человечество, приняв высказывание Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» декларировало, что невозможно дать определение ни одному понятию из области взаимоотношений между людьми. Сократ призывал к уважению к закону. Но почему? Только потому, что он регулирует взаимоотношения между людьми. Позже римляне опирались на понятие естественного закона. Они считали: то, что принято в обществе, выработано на протяжении многих лет – отражение естественного желания большинства людей. «Что естественно, то прекрасно». В этом плане римляне – последователи эллинизма, которые обожествили человеческие пороки.

 Задача человека

Понятно, что естество человека требует преобразования и исправления. На то он и человек, чтобы создать себя вместе со Всевышним, а не остаться прахом земным, в котором душа оказалась как в тюрьме, и не знает, что делать с собой.

 Результат

Естественный закон привел к падению нравов и разложению общества, загниванию римской империи.

 Поиск выхода

Интересно, что среди высших слоев римской знати до разрушения храма было немало тех, кто склонялся к иудаизму. Т.е. естественным оказывается для человека тяга к слову Всевышнего, только это стремление он подавляет в себе. Сильнейшее влияние на философию и на формирование сознания людей еще до распространения христианства оказал Филон Александрийский. Его философия базируется на Торе, хотя часто может казаться и противоречащей ей. Он вводит понятие «Логос» — голос, постоянно говорящий, и действующий разум. Но самое главное, он рассматривает понятие любви, как высшего принципа, что было невозможно для древнего мира. Филон Александрийский (1й век до н.э.) – современник Гилеля, (который видел в гиюре римлян важную задачу и возможность изменения всей ситуации в мире) – утверждает, что любить – это делать ближнему то, что он желает себе.  Гилель, как Вы помните, говорил: «Не делай ближнему то, что ненавистно тебе» (Шабат, 33). Неважно кто прав, важно, что в мир входит понятие любви, и построения всех взаимоотношений между людьми на основе любви. Тора начинает активно воздействовать на мир. Наши грехи привели к тому, что Храм был разрушен и благодаря этому христианство набрало силу. В общем-то, и отделение христианства от иудаизма связано с разрушением Храма: христиане увидели в нем конец иудаизма, конец нации. И стали врагами всех, кто боролся за возрождение нации и восстановление Храма. Христианство через римскую империю овладело западным миром и через миссионерство многими странами. Но оно не приняло Божественный закон и не сконцентрировалось на обязанности человека сформировать себя, не могло построить справедливое общество.

Понятно, что люди, усвоив некоторые идеи Торы, а некоторые извратив, не могли привести к исправлению мира, хотя и внесли в него много позитивного по сравнению с древним варварством.

 Обратный процесс

Протест против извращенных форм морали, возникших в христианстве, породил модернизм, и как часть – эпоху возрождения. Модернизм – возвращение к общечеловеческим ценностям, в отличие от религиозных. Благородство, человеческое достоинство, доблесть, преданность, честность, искренность, любовь становятся идеалом. Позднее – равенство, братство, счастье для всех. Однако, как мы видим, это не возвращение к ценностям, сформировавшимся в римской империи. Это попытка исправления того, что привнесло христианство извращенного. Возникает и реформация, которая стремится к исправлению внутри христианства.

Все эти попытки обречены на провал, так как провозглашение идеалов не может исправить людей.

Просвещение. Все, казалось бы правильно – просветить людей, сделать их разумнее и лучше, более утонченными.

Но все натыкается на ту же проблему: нужно выработать истинные ценности, суметь внедрить их в жизнь, исправить дурное начало человека. А это невозможно без помощи Свыше.

Почему же не вернуться к ценностям и знаниям, которые есть в иудаизме? Это значит признать свою ошибку, признать, что весь проделанный путь был заблуждением. Люди и человечество в целом к этому не готовы. Хотя сделать это можно довольно легко.

Технический прогресс в 19 веке приводит к рационализму и девальвации духовных ценностей. Человек чувствует свою силу, силу познания, силу созидания и преобразования. Он считает, что он может выработать и моральные ценности. Но многие люди предупреждают, что отказ от христианства приведет к катастрофическим последствиям. Ницше декларировал «Бог умер». И это не только смешно – это знаменует эпоху, когда люди отказались от понятия Бога, по крайней мере значительная часть человечества и решили исходить из своих понятий и представлений. Так и Ницше – подменил Бога человеком. В чем-то вернулся к естественному закону Рима. И не из-за него (он просто провозвестник эпохи) начался период небывалых по своим масштабам и кровопролитности войн, когда все достижения человечества технического и духовного плана были направлены на разрушение.

Христианство хоть в какой-то степени создавало общность народов. Утрата им своих позиций привела к возникновению национализма. Вместе с ним, и к желанию навязать другим свои представления образ жизни. Среди предупреждавших, что утрата христианством своих позиций приведет к катастрофическим последствиям был Гейне.

Замечание рав Кука

Рав Кук писал: «Давление в плане моральных и нравственных принципов, благодаря которому секулярная культура правила народами, укоренила в их сердцах многие дурные качества. Болезненные реакции и нетерпимость собрались в глубинах их душ. И они вырываются на свободу через кровопролитные войны, большие и жестокие. И это то, что пораждает неисправленная природа человека на данный момент» (Орот аМилхама, 5).

 После войн

Либерализм и гуманизм захлестнули все.

В чем здесь ошибка? Нужно исправить человека, его внутренний мир, выработать принципы, на которых строится общество. Это можно сделать только на основе Торы и при помощи Всевышнего, при стремлении к возрождению пророчества.

Любить – это не значит одарить и отдать все. Любить – это сделать человека лучше.

Но если кто-то, какое-либо общество вырабатывает законы жестокости – с ним следует бороться и уничтожить, как общество. Пример – Сдом. Жители долины возвели жестокость в закон.

Тоже самое и с нацизмом.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что нацизм должен быть уничтожен.

Цель не уничтожить людей, а уничтожить идеологию. Тора сказала бы «идолопоклонство».

С идеями можно бороться только на политическом уровне.

Еврейский народ отсутствовал на политической арене 2000 лет.

После возникновения государства можно о чем-то говорить.

Но мы тоже не вернулись на свою родину исправленными и идеальными.

Следует найти путь и возвращения к себе и влияния на мир, который не может без слова Бога, без Торы, без пророчества, без Храма, как инструмента сильнейшего воздействия на души людей.

*  Дополнительные материалы  (для просмотра и скачивания необходимо предварительно авторизоваться или зарегистрироваться)

[file_manager_advanced login=»yes» roles=»author,editor,administrator,subscriber» path=»wp-content/uploads/Материалы/07″ hide=»plugins» operations=»download» view=»grid» theme=»light» lang =»ru»]

*  Запись занятия 

*  Вопросы к занятию 

1) Как Вы считаете: почему страны, хотя бы некоторые из них, не обратятся к Торе и ее носителям, хранящим традицию 3 300 лет плюс?

2) Ощущают ли люди, хотя бы некоторые, во всем мире, что образование государства Израиль и (или) шестидневная война стали началом новой эры для всего человечества? 

*  Ответить на вопросы  (ответы в виде коментариев ниже)

Занятие 7. Развитие человеческой мысли в поисках истины: 13 комментариев

  1. 1 Нет осознаваемой на национальном уровне необходимости возврата ко Всевышнему, или присутствует искаженная духовность. Отдельные благочестивые люди всегда находились в меньшенстве в любом народе.
    2 Успехи государства Израиль как в политическом, так и в социальном плане являются медиатором переосмысления миссии иудаизма представителями других народов. Видимо, это влияние грядущего Мошиаха.

  2. Шавуа тов! Отвечаю с опозданием, вот Только разобралась с технической частью форума.
    1. Очень согласна с Леной, что это результат длительного галута, который ещё не закончился, кашерные копыта свиньи, ложь возведённая в абсолют, все это мешает людям узнать об истинном духовном положении, как это преодолеть, вот вопрос?
    И вот первые шаги, это данная программа обучения, но это только первые шаги! Думаю все дело в этом , нужно больше Света Торы!
    Ничего не знала об образовании государства Израиль, и вообще это не считала каким-то важным фактом, до знакомства с р Куком и с БО. Вот так.

  3. Aleksandr Starikov — Понедельник, 11 Март 2019, 12:37

    1.Мне думается, что ответ кроется в мидраше, о том как Всевышний предлагал Тору потомкам Ишмаэля и Эйсава, ответом был вопрос: «Что в Ней?»ответ не устроил ни тех ни других, т.к. в нем было » не кради и не убивай». Вот это мировосприятие,, которое можно выразить фразой: » А что я с этого буду иметь.» и мешает странам обратиться к Торе и ее носителям.
    2, Ощущение есть, реакция на него разная. Одни радуются, в ожидании грядущего и исправлении мира (Тикун Олам), другие негодуют и стараются если не покончить, то хотя бы приостановить этот процесс.
    https://youtu.be/4Rs-Qg2F274 (примечательно с 4:08 до 4: 25, звучит программа действий, первый пункт в 2014 году исполнен, мультфильм в 2009 году выложен на YouTube)

  4. Тема 2 занятие 1 Невозможность выработать моральные принципы без пророчества, без Торы
    от Alex Solomonov — Воскресенье, 10 Март 2019, 21:58

    Мне кажется что в идеологии ислама и христианства заложена мысль о том что иудаизм с приходом Иисуса и Мухаммеда выполнил свою миссию и поэтому должен исчезнутьи с исторической сцены и одной из главнейших задачи иудаизма является убедить мир в обратном .Это во-первых. Во-вторых, 2000 летние отсутствие государства основательно «подмочило» нашу репутацию в плане быть примером для других народов. Ну и в-третьих, прежде чем вести за собой другие народы мы должны навести порядок у себя дома в Израиле и прежде всего дать понять палестинцам и всему арабскому миру, что на территории Израиля будет только единый и неделимый Израиль. Что касается ответа на второй вопрос то я не думаю что люди мыслят столь глобально. Мы должны нести эту идею в народ, а Израиль уделяет мало внимания идеологической войне и постоянно в ней проигрывает.

  5. Кребер Елена — Воскресенье, 10 Март 2019, 17:27

    1)Ответ сугубо личный, скорее всего он субъективен. Мне кажется несколько факторов;
    первое, это то, что евреи были в изгнании и им нужно было как-то самим выживать.
    второе вытекает из первого, практически нет объективной информации ( вернее она только начинает появляться с возрождением государства Израиль и возвращением евреев на родную землю)
    2) мне думается, что хоть и не многие люди, но ощущают. Вообще мне кажется, что идёт процесс, люди как бы просыпаются от спячки.
    хотя конечно это субъективное мнение, но мне так видится.

  6. Vyacheslav Rudenko — Воскресенье, 10 Март 2019, 12:18

    1) Знания принуждают к действию. Страны управляются правительствами. Эти люди могут потерять власть. Им придётся поменять свой образ жизни. У них, возможно, есть свои устоявшиеся традиции (королевские семьи и т.д.).
    В то же время, некоторые законы государств соотносятся с законами Торы. Интерес и взаимодействие всё-таки есть.
    Слышал, что «не все люди должны быть евреями». И что «неевреям нельзя учить некоторые части Торы». Если это так, то не все страны могут полностью к Торе приблизиться.

    2) Слышал, что много людей после этого события вернулись к Торе. А это не могло не повлиять на ситуация в мире. Значит, наверное, ощущают. К тому же, время «без государства» было довольно продолжительное.

  7. Ludmila Zenkina — Пятница, 8 Март 2019, 20:46

    Мне кажется, что большинство стран и людей вообще никуда особо не смотрят, кроме того, что рядом. Очень обидно, что человек, который может «подняться до небес» всю жизнь проводит внизу материального мира, озабоченный ничего не значащими проблемами. По собственному опыту знаю, что без открытия Торы, именно Торы, потому что большинство все же понимают, что у мира есть создатель, жизнь кажется бессмысленной, иногда даже жестокой штукой, а когда ты даже только в самом начале пути к диалогу со Всевышним, та же жизнь, те же самые обстоятельства, все меняется со знака»-» на «+» Если есть доверие ко Всевышнему, тебе нечего беспокоится.
    Однако, уверена, что думающий люди все равно понимают значение Израиля для всего мира и любят Израиль всей душой, разумом и сердцем

  8. Svyatoslav Voldman — Пятница, 8 Март 2019, 09:25

    1. Обратиться к Торе и самостоятельно невозможно. (Как мы разобрали на прошлом занятии). Должно «торкнуть» Свыше. Самостоятельно можно только увидеть, что все плохо — вот все и мечутся , экспериментируют…
    Т.е ОН, видимо, в данный момент не хочет им — «неносителям» — открыться более явно.

    2. Евреи — многие- ощущают. Особенно после июня 1967.
    Я помню, как обнимались и плакали от счастья мои родители, их друзья и родственники, пересказывая друг другу подробности той 6 дневной войны(как я потом понял, в основном выдуманные). Чувствовали, что это именно они и «наши» (Шолом Алейхем, Жаботинский, Голда Меир, Райкин, Тамм, Ландау, Канторович, Моше Даян, Бегин, Киссинджер, Ромм и т.п и т.п ) побили всех этих голиафов.
    И дальше -будет как в Книгах — Израиль и человечество. Именно в таком порядке. ( Израиль, кстати, единый и неделимый : нет ни религиозных/нерелигиозных, нет правых/левых, нет даже ашкеназов/сефардов. есть ИЗРАИЛЬ («Идн»)

  9. Tanya Horobey — Пятница, 8 Март 2019, 01:22

    1/ Если сказать кратко, то из-за власти денег. Деньги как инструмент быть независимым во всем, прежде всего независимым от Всевышнего. Тору используют искаженно, но многие идеи Торы уже прописаны в законодательствах стран. Однако без еврейского народа искажение не исправить. Такое искажение выгодно, поскольку политика опирается на религиозные чувства людей, которые осознают, что у мира есть Творец. Но в то же время пытаются достижениями науки показать,что человек независим от Творца. Сейчас у человечества идет тенденция к обезличиванию семейных отношений, сокрытию Источника жизни. Отсюда легализация гомосексуальных браков, усыновление детей представителями ЛГБД. Человечество находится в процессе переформатирования базисных ценностей.
    Как Вы сказали: «Это значит признать свою ошибку, признать, что весь проделанный путь был заблуждением. Люди и человечество в целом к этому не готовы».
    2. Да, такое понимание есть у людей, которые вдумчиво изучают ТаНаХ, а тем более с раввинами Брит Олам. Махон Меир. Поэтому курс «Израиль и человечество» очень актуален и востребован. Барух аШем, рав Зеев, за Ваш труд. Ваши уроки, ответы и вопросы помогают мыслить глубоко. А мысль помогает действовать.

  10. Irina Stebakova — Четверг, 7 Март 2019, 23:48

    1) Может потому, что многие слышали,что Тора предназначена только для евреев
    2) На севере Испании это не ощущается

    Подруга Лена очень хорошо обо всем написала.
    И спасибо большое за уроки , полезные и интересные, хотя и сложные.Но планку опускать не нужно!

  11. Elena k — Четверг, 7 Март 2019, 20:25

    Рав Зеев, для меня лично сложно, но очень нужно быть немного «на цыпочках», чтобы нужно было тянуться. Хотя понимаю Вашу трудность сохранять баланс.

  12. Elena k — Четверг, 7 Март 2019, 16:19

    Мне трудно сказать. Я сама буквально недавно узнала и начала изучать. Поэтому, скорее могу исходить из личного опыта.
    В этом году я, можно сказать, совершенно случайно попала на семинар Бней Ноах в Иерусалиме. Просто присоединилась к подруге, потому что не каждый же день поедешь в Израиль! Из России туры в основном православные. Я всегда себя считала скорее агностиком, или что-то в этом роде. Когда ехала, не думала, что пойду на семинар и т.д. Но при первой же встрече с Полонскими, мне стало как-то свободно и комфортно. К тому же, группа у нас была очень интересная( ребята, рада, что со всеми познакомилась!) .
    Самое интересное, что я и до этого бывала на лекциях в синагоге. После института не хватало интеллектуальной пищи. Но всегда было ощущение, что я какой-то шпион под прикрытием :).Что там все для своих.
    Резюмируя, скажу: вероятно, это результат закрытости, многолетнего галута.
    Но все меняется. У нас в синагоге в СПб столько всяких событий! Молодежь совсем по-другому воспринимает. На курсы иврита даже записываются.
    Я знаю, что очень уже длинно пишу, но я хотела сказать, Рав Зеев, что я надеюсь, что что-то меняется в отношении к иудаизму. А из этого и ответ на второй вопрос.
    Конечно, у большинства людей отношение к государству Израиль как у Европейцев. Вроде того:захватили чужие земли, выгнали палестинцев.
    Это мнение не так легкоо поменять как и любое другое, касаемое таких острых вопросов. Но мне кажется, что иудаизм и здесь может все поменять.
    Ещё последнее. Нам довольно нелегко, нам не евреям, изучающим Тору и традиции. У нас нет раввинов, у нас нет прописанных правил. Я думаю, нельзя также отмести все свое культурное наследие.
    Поэтому Ваши уроки очень ценны для меня и, думаю, для всех нас. Вы знаете, что нас связывает, вы не отвергаете другие области знаний. Спасибо Вам большое и давайте продолжать, как Вы всегда говорите:»С Божьей помощью»

    • Р. Зеев Мешков — Четверг, 7 Март 2019, 19:25

      Большое спасибо за столь подробный и обстоятельный ответ.
      Не могу передать, насколько для меня он ценен.
      Конечно, необходимо, чтобы было комфортно. Мало ли в жизни трудностей? Лишнее давление совершенно не нужно. Свет веры должен открыть человеку и высокую любовь и радость, а не страх перед лицом непонятного.
      И тут у меня есть опасенеие: не перегибаю ли планку, не очень ли трудно, не входим ли мы в области, которые трудны для восприятия слушателей.
      Но опуститься ниже со способными людьми тоже обидно.
      В том, чтобы поднять планку духовного уровня, я вижу не только нашу личную задачу, но и общую: привнести духовный уровень в окружающую нас среду. Без войны, без паники, а просто через ощущение, что что-то важное и необходимое всем скрывается и в окружающем мире, и в нас самих, и тебует, прежде всего, осмысления и изучения. Нередко такого ощущения не хватает и религиозному миру. Понятие души практически исключается из рассмотрения. Только разум. А чувства? Их тоже нужно развивать и воспитывать. Вижу, что наши мудрецы, прежде всего Рамбам и рав Кук, говорят об этом, но лишь завуалированно.
      Еще раз спасибо за ответ.

Обсуждение закрыто.