Занятие 29. Продолжаем 7 заповедей сыновей Ноаха, 2

* I.  Вопросы, рассматриваемые на занятии 

Ответы на вопросы: плохие идеологии и хорошие люди. Важно ли в кого человек верит, если он пришел убить меня? Семь заповедей Ноаха. Продолжение. Есть целый ряд рекомендаций, которые не являются обязательными, но без которых трудно построить семью и общество.

* II.  Запись занятия 

* III.  Материалы к занятию 

Универс

Необходимо остановиться на еще одном свойстве еврейской традиции, а именно — ее универсальности. Начиная с нашего праотца Авраама, которому было предсказано Свыше «благословятся тобой все семейства земли» и, кончая современными авторитетами научно-религиозного плана, такими как профессор Арье Эльдад (1910 – 1996), и раввинскими авторитетами такими как  рав Цви Иеуда Кук (1891 – 1982). Эти выдающиеся еврейские мыслители оперировали лишь глобальными и универсальными категориями, а точнее говоря для них судьбы всего мира преломлялись в еврейской истории, а еврейская традиция была основой для преобразования и исправления недостатков всего человечества. И нет другого пути, так как такое видение исторических перспектив определила и Тора, и пророки.

Пророчество о будущем народов

Пророк Йешаяу (2: 2 – 5) в шестом веке до этой эры говорил: «И будет, в конце дней утвердится гора дома Бога (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Бога, в дом Бога Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его . Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Бога — из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои — на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, идите и пойдем во свете Бога».

Интересно то, что и еврейских праздниках события еврейской истории преломляются как события мирового значения: Исход из Египта — протест против рабства и рабовладельческого строя, дарования Торы — учение, обязательное в какой-то степени для всего мира, новый год — день суда над всеми странами народами и людьми.  В этом плане праздник Суккот занимает особое место. В течении семи дней в Йерушалаиме приносились в жертву семьдесят быков за семьдесят народов мира. В будущем же он должен стать обязательным для всех жителей земли. Пророк Захария (14: 17 – 19) предсказывал «И будет: то из семейств земли, которое не поднимется в Йерушалаим, чтобы поклониться Царю, Богу воинств, — и не будет над ними дождя. И если семейство египетское не поднимется и не придет, и не для них будет поражение, которым поразит Бог народы, которые не поднимутся праздновать праздник Суккот. Это будет наказанием Египта и наказанием всех народов, которые не поднимутся праздновать праздник Суккот».

Шовинизм?

Позиция Торы ни в коем случае не должна рассматриваться как шовинизм. Шовинизм предполагает требование признать превосходство определенного народа, преклониться перед ним, исполнять его волю и быть ему благодарным. Еврейская традиция далека от того, чтобы предъявлять такие требования к окружающим народам. Израиль должен нести свет другим — свет, который не является нашим собственным достоянием. Наша задача стать его проводниками в мир. Если позволить себе соотнестись с чужой, в данном случае с греческой культурой, то наш народ можно сравнить с Прометеем, который принес огонь людям, добытый им на Олимпе не для того, чтобы ему поклонялись, а лишь на благо людей. Грань между стремлением к универсализму, естественно вытекающему из основных положений, лежавших в основе еврейской традиции и космополитизмом очень тонка. И на протяжении нашей истории было не мало людей, не сумевших осознать принципиальную разницу между ними.

Примеры ошибок

К сожалению космополитизм государственных и общественных деятелей и политиков чаще всего не имеет ничего общего с Торой. Самый яркий пример — Иосеф Флавий. В большой степени неправильное понимание идеи универсализма Торы, извращенной христианством, привело Карла Маркса (1818 – 1883) к созданию теории, принесший много вреда всему человечеству.

Оценка эксперта

Стремление к глобальности и универсализму всегда отмечали те, кто лично знакомился с великими еврейскими религиозными авторитетами.

В 1924 году Альберт Эйнштейн приезжал в Палестину, и он встретился с главным раввином Палестины равом Авраамом Ицхаком Куком, светлой памяти. Их разговор продолжался примерно полчаса. Когда Эйнштейн вышел от рава Кука его спросили: «Каково Ваше мнение об этой беседе»? На это Эйнштейн ответил: «Вы знаете, главный раввин, он — философ, великий мыслитель. Я — просто физик». Ясный ум Эйнштейна сразу же позволил ему определить, что задачи, решаемые религиозным авторитетом такого уровня как рав Кук, гораздо глобальнее и универсальное, чем вопросы о тайнах материи и физического устройства вселенной.

Рав Зеев Султанович,
под редакцией рав Зеев Мешков

* IV.  Вопросы к занятию 

1) С любой ли просьбой можно обращаться ко Всевышнему (исключим из рассмотрения, когда человек без причины желает зла другим людям)? Не нарушается ли при этом запрет «не произноси имя Всевышнего в суе»?
2) Есть ли у молитвы какая-либо ценность, кроме того, что у человека есть «адрес» и есть надежда, что его услышат и ему ответят?
3) Почему нельзя просить души умерших о помощи?
4) Есть ли разница между колдовством и гаданием?
5) По Вашему мнению – запрещено ли гадание?

* V.  Ответить на вопросы  (в виде коментариев ниже)

Занятие 29. Продолжаем 7 заповедей сыновей Ноаха, 2: 8 комментариев

  1. Спасибо. С термином «злые силы» я бы посоветовал быть осторожней. Можно напомнить, что טהר ритуально-чистый имеет на иврите значение также прозрачный, а слово טמא ритуально-нечистый близко к слову «непроходимый». Поэтому чистота там, где воспринимается духовный свет, а нечистота там, где человек закрыт от него.

  2. Уважаемая Ева! Хотелось бы только соотнестись с идеей Храма. Неебсный Храм ни в коем случае не должен от нас заслонять желание построить земной. Думаю, что Вы это и так понимаете. Написал на всякий случай.

    • Конечно, рав Зеев! 3 Храм это наша ЦЕЛЬ 🙂

  3. 1.Можно и нужно с любой прозьбой обращаться к Ашем, в этом то и есть весь смысл, все время быть на связи с Ашем! Не только с заученными молитвами, главное из всего сердца и своими словами искрення молитва достигает престола Ашем!
    2.Молитва нас напрямую связывает с Ашем! Это так же связь с Небесным Храмом.
    3.Просить умерших о прмощи нельзя потому , что Тора обязала молиться только к Ашем!иначе расценивается как идолопоклонство, человек должен подчиняться только Ашем.
    4.Колдовство и гадание это не чистое и запрещено, как одно так и второе.
    5.Гадание запрет Торы!Категорически запрещено!

  4. Молитва одна из основ мира.И в служении Богу,и в стремлении к успеху в материальной и духовной жизни..Молясь человек открывает врата Небес.. »Не произноси имя Всевышнего в суе » нарушается когда человек клянется ..Давать пустые и ложные клятвы,произнося имя Бога…запрещено….Не оскверняй имя Бога (книга Заповедей ,62.. запрет)….. Колдовство и гадание,нечистота(от злых сил)…Запрещено Торой… »Будь непорочен пред Господом Богом твоим ,ходи пред ним непорочно.и полагайся на Него ..И не выведывай будущего , все что произойдет с тобой,принимай непорочно…Только на Всевышнего человек должен полностью полагатся….

  5. 1. Я бы не стала обращаться даже к человеку с просьбой,если могу это сделать сама. То есть в личной молитве я бы просила Всевышнего о том,что выше моих сил сделать что-то и выше моих знаний понять.И прося ,всё же акцент делала на то,что пусть будет по Его воле,ведь мне неизвестно,что лучше.

    • Уважаемая Таня! Можно добавить, что когда делаешь то, что можешь сделать сам, можно (а иногда и нужно) просить помощи тоже. То, что хотелось бы подчеркнуть, молитва никогда не бывет неприятна Всевышнему. Кроме просьбы, в молитве есть приблежение к Творцу.

  6. Молитва-это единственное, что у меня есть,чтобы общаться со Всевышним.
    Про души и колдовство-какая-то глупость для «темных» людей.
    рав Зеев, а у меня вопрос: «..И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои — на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, идите и пойдем во свете Бога»,- как же это произойдет? Т.е. каким-то чудесным оразом? Или для этого должно быть особое время?
    По моему мнению, Иосиф Флавий-это не типичный пример. Он не особо занимался идеологией и вообще, дальше историчеких записей у него не идет.

Обсуждение закрыто.