* I. Вопросы, рассматриваемые на занятии
Ответы на вопросы: плохие идеологии и хорошие люди. Важно ли в кого человек верит, если он пришел убить меня? Семь заповедей Ноаха. Продолжение. Есть целый ряд рекомендаций, которые не являются обязательными, но без которых трудно построить семью и общество.
* II. Запись занятия
* III. Материалы к занятию
Универс
Необходимо остановиться на еще одном свойстве еврейской традиции, а именно — ее универсальности. Начиная с нашего праотца Авраама, которому было предсказано Свыше «благословятся тобой все семейства земли» и, кончая современными авторитетами научно-религиозного плана, такими как профессор Арье Эльдад (1910 – 1996), и раввинскими авторитетами такими как рав Цви Иеуда Кук (1891 – 1982). Эти выдающиеся еврейские мыслители оперировали лишь глобальными и универсальными категориями, а точнее говоря для них судьбы всего мира преломлялись в еврейской истории, а еврейская традиция была основой для преобразования и исправления недостатков всего человечества. И нет другого пути, так как такое видение исторических перспектив определила и Тора, и пророки.
Пророчество о будущем народов
Пророк Йешаяу (2: 2 – 5) в шестом веке до этой эры говорил: «И будет, в конце дней утвердится гора дома Бога (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Бога, в дом Бога Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его . Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Бога — из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои — на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, идите и пойдем во свете Бога».
Интересно то, что и еврейских праздниках события еврейской истории преломляются как события мирового значения: Исход из Египта — протест против рабства и рабовладельческого строя, дарования Торы — учение, обязательное в какой-то степени для всего мира, новый год — день суда над всеми странами народами и людьми. В этом плане праздник Суккот занимает особое место. В течении семи дней в Йерушалаиме приносились в жертву семьдесят быков за семьдесят народов мира. В будущем же он должен стать обязательным для всех жителей земли. Пророк Захария (14: 17 – 19) предсказывал «И будет: то из семейств земли, которое не поднимется в Йерушалаим, чтобы поклониться Царю, Богу воинств, — и не будет над ними дождя. И если семейство египетское не поднимется и не придет, и не для них будет поражение, которым поразит Бог народы, которые не поднимутся праздновать праздник Суккот. Это будет наказанием Египта и наказанием всех народов, которые не поднимутся праздновать праздник Суккот».
Шовинизм?
Позиция Торы ни в коем случае не должна рассматриваться как шовинизм. Шовинизм предполагает требование признать превосходство определенного народа, преклониться перед ним, исполнять его волю и быть ему благодарным. Еврейская традиция далека от того, чтобы предъявлять такие требования к окружающим народам. Израиль должен нести свет другим — свет, который не является нашим собственным достоянием. Наша задача стать его проводниками в мир. Если позволить себе соотнестись с чужой, в данном случае с греческой культурой, то наш народ можно сравнить с Прометеем, который принес огонь людям, добытый им на Олимпе не для того, чтобы ему поклонялись, а лишь на благо людей. Грань между стремлением к универсализму, естественно вытекающему из основных положений, лежавших в основе еврейской традиции и космополитизмом очень тонка. И на протяжении нашей истории было не мало людей, не сумевших осознать принципиальную разницу между ними.
Примеры ошибок
К сожалению космополитизм государственных и общественных деятелей и политиков чаще всего не имеет ничего общего с Торой. Самый яркий пример — Иосеф Флавий. В большой степени неправильное понимание идеи универсализма Торы, извращенной христианством, привело Карла Маркса (1818 – 1883) к созданию теории, принесший много вреда всему человечеству.
Оценка эксперта
Стремление к глобальности и универсализму всегда отмечали те, кто лично знакомился с великими еврейскими религиозными авторитетами.
В 1924 году Альберт Эйнштейн приезжал в Палестину, и он встретился с главным раввином Палестины равом Авраамом Ицхаком Куком, светлой памяти. Их разговор продолжался примерно полчаса. Когда Эйнштейн вышел от рава Кука его спросили: «Каково Ваше мнение об этой беседе»? На это Эйнштейн ответил: «Вы знаете, главный раввин, он — философ, великий мыслитель. Я — просто физик». Ясный ум Эйнштейна сразу же позволил ему определить, что задачи, решаемые религиозным авторитетом такого уровня как рав Кук, гораздо глобальнее и универсальное, чем вопросы о тайнах материи и физического устройства вселенной.
Рав Зеев Султанович,
под редакцией рав Зеев Мешков
* IV. Вопросы к занятию
1) С любой ли просьбой можно обращаться ко Всевышнему (исключим из рассмотрения, когда человек без причины желает зла другим людям)? Не нарушается ли при этом запрет «не произноси имя Всевышнего в суе»?
2) Есть ли у молитвы какая-либо ценность, кроме того, что у человека есть «адрес» и есть надежда, что его услышат и ему ответят?
3) Почему нельзя просить души умерших о помощи?
4) Есть ли разница между колдовством и гаданием?
5) По Вашему мнению – запрещено ли гадание?
Спасибо. С термином «злые силы» я бы посоветовал быть осторожней. Можно напомнить, что טהר ритуально-чистый имеет на иврите значение также прозрачный, а слово טמא ритуально-нечистый близко к слову «непроходимый». Поэтому чистота там, где воспринимается духовный свет, а нечистота там, где человек закрыт от него.
Уважаемая Ева! Хотелось бы только соотнестись с идеей Храма. Неебсный Храм ни в коем случае не должен от нас заслонять желание построить земной. Думаю, что Вы это и так понимаете. Написал на всякий случай.
Конечно, рав Зеев! 3 Храм это наша ЦЕЛЬ 🙂
1.Можно и нужно с любой прозьбой обращаться к Ашем, в этом то и есть весь смысл, все время быть на связи с Ашем! Не только с заученными молитвами, главное из всего сердца и своими словами искрення молитва достигает престола Ашем!
2.Молитва нас напрямую связывает с Ашем! Это так же связь с Небесным Храмом.
3.Просить умерших о прмощи нельзя потому , что Тора обязала молиться только к Ашем!иначе расценивается как идолопоклонство, человек должен подчиняться только Ашем.
4.Колдовство и гадание это не чистое и запрещено, как одно так и второе.
5.Гадание запрет Торы!Категорически запрещено!
Молитва одна из основ мира.И в служении Богу,и в стремлении к успеху в материальной и духовной жизни..Молясь человек открывает врата Небес.. »Не произноси имя Всевышнего в суе » нарушается когда человек клянется ..Давать пустые и ложные клятвы,произнося имя Бога…запрещено….Не оскверняй имя Бога (книга Заповедей ,62.. запрет)….. Колдовство и гадание,нечистота(от злых сил)…Запрещено Торой… »Будь непорочен пред Господом Богом твоим ,ходи пред ним непорочно.и полагайся на Него ..И не выведывай будущего , все что произойдет с тобой,принимай непорочно…Только на Всевышнего человек должен полностью полагатся….
1. Я бы не стала обращаться даже к человеку с просьбой,если могу это сделать сама. То есть в личной молитве я бы просила Всевышнего о том,что выше моих сил сделать что-то и выше моих знаний понять.И прося ,всё же акцент делала на то,что пусть будет по Его воле,ведь мне неизвестно,что лучше.
Уважаемая Таня! Можно добавить, что когда делаешь то, что можешь сделать сам, можно (а иногда и нужно) просить помощи тоже. То, что хотелось бы подчеркнуть, молитва никогда не бывет неприятна Всевышнему. Кроме просьбы, в молитве есть приблежение к Творцу.
Молитва-это единственное, что у меня есть,чтобы общаться со Всевышним.
Про души и колдовство-какая-то глупость для «темных» людей.
рав Зеев, а у меня вопрос: «..И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои — на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, идите и пойдем во свете Бога»,- как же это произойдет? Т.е. каким-то чудесным оразом? Или для этого должно быть особое время?
По моему мнению, Иосиф Флавий-это не типичный пример. Он не особо занимался идеологией и вообще, дальше историчеких записей у него не идет.